22 марта 2002 года. Десять стран Европы, стремящихся вступить в Североатлантический альянс (НАТО), вскоре собираются продемонстрировать единение в своем стремлении к этой цели на специально созываемой встрече на высшем уровне. Эти страны, расположенные между Балтийским и Черным морями, коллективно именуются "Вильнюсской десяткой", поскольку первая встреча их представителей состоялась на литовской земле. Намеченная на 25-26 марта с.г. встреча на высшем уровне в Бухаресте высветит их совместную цель заручиться приглашением вступить в НАТО в этом году, когда состоится второй раунд расширения альянса.
НАТО в индивидуальном порядке оценивает каждую кандидатуру. Каждая должна удовлетворять жесткому набору военных, политических и экономических критериев, которые изложены в рассчитанных на 3 года и согласованных с каждой страной индивидуальных планах подготовки к вступлению в НАТО. Стремящиеся в НАТО правительства добиваются своей цели вступить в НАТО, расходуя свои скудные экономические ресурсы и ставя на это свой политический капитал.
Хотя успехи в выполнении плана подготовки к вступлению в НАТО по-прежнему являются основой для оценки кандидатур прибалтийских государств, их стратегическое расположение приобретает более важное значение в сравнении с Центральной и Юго-Восточной Европой, включающей Словакию, Словению и расположенные на западном побережье Черного моря Румынию и Болгарию.
В своем историческом выступлении в Варшаве в июне прошлого года американский президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) расширил повестку расширения НАТО, включив в нее все пространство между Балтийским и Черным морями. Только НАТО имеет возможность гарантировать, что этот регион не будет втянут обратно в свое прежнее состояние "серой зоны", разобщенной и могущей быть проглоченной внешними державами. События 11 сентября и их уроки способствовали приданию большей срочности решению вопроса о том, чтобы рассматривать это пространство как единое и неделимое целое, присоединив его к системе западных союзов.
Более того, новое международное созвездие подчеркивает связи в сфере безопасности между странами западного побережья Черного моря и регионом, расположенным к востоку от них. Этот нестабильный, богатый природными ресурсами регион, являющийся центром Евразии, сегодня кажется важным в планах США и их союзников. Когда Румыния и Болгария вступят в НАТО, этот альянс будет в лучшем положении для того, чтобы крепить свои партнерские отношения с Украиной и Грузией, повышать стратегическую стабильность и способствовать развитию региона Южный Кавказ - Каспий, а также поддерживать связи со Средней Азией.
В настоящее время Черное море служит главным путем транспортировки каспийской нефти - функция, которую иллюстрирует недавний ввод в эксплуатацию трубопровода из Казахстана в российский порт Новороссийск на Черном море, откуда супертанкеры доставляют нефть на европейские рынки. Причерноморская страна Грузия играет центральную роль в планируемых магистральных трубопроводах для транспортировки каспийской нефти и природного газа. Более того, Черноморский бассейн и Грузия образуют крупный сегмент планируемого Евросоюзом и поддерживаемого Соединенными Штатами транзитного коридора Европа - Средняя Азия (именуемого Traceca).
Другая причерноморская страна, Украина, обеспечивает незаменимый воздушный коридор для возглавляемой американцами антитеррористической коалиции, которая ведет военные действия в Афганистане, используя территорию стран Средней Азии. С октября 2002 года до настоящего времени этим маршрутом воспользовались более 1400 американских и союзных военных самолетов, совершавших полеты из европейских стран НАТО через Украину, Черное море, Грузию и Азербайджан на театр военных действий. Соединенные Штаты и их союзники, с учетом того, что их военное присутствие в Средней Азии будет продолжаться так долго, как это будет нужно, будут и в дальнейшем нуждаться в этом воздушном коридоре.
До недавнего времени присутствие Соединенных Штатов на Черном море ограничивалось территорией Турции на южном побережье этого моря. Турция, являющаяся надежным союзником по НАТО, была в числе первых, кто еще даже до 11 сентября доказывал, что альянсу необходимо обеспечить себе постоянный доступ к западному побережью Черного моря, приняв в состав НАТО Болгарию и Румынию. Поскольку Венгрия является членом альянса с 1999 года, включение в его состав Болгарии и Румынии не только свяжет, наконец, натовскую Европу с Турцией и Грецией, но также предоставит западному альянсу самый удобный выход на Черное море и Южный Кавказ.
Как раз на противоположном от Болгарии и Румынии берегу Черного моря располагается Грузия, которая в важных отношениях может рассматриваться как продолжение Юго-Восточной Европы. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе указал на этот факт, подчеркнутый планом Traceca и проектами строительства трубопроводов, а теперь вот и перспективой расширения НАТО в юго-восточном направлении. В этом контексте Соединенные Штаты, их западноевропейские союзники и Турция согласны с настоятельной необходимостью сохранения независимости Грузии. Недавнее решение Соединенных Штатов направить в Грузию свои войска специального назначения для подготовки и оснащения грузинской армии подчеркивает эту цель. Турция, обеспечивающая Грузии надежный стратегический тыл на юге, уступает только Соединенным Штатам как источник помощи Грузии в вопросах безопасности. Ясно, что присутствие НАТО в западной части Черного моря, напротив Грузии, неизбежно привяжет эту страну к ее западным партнерам.
Украина приветствовала первый раунд расширения НАТО в 1999 году, в ходе которого членами альянса стали ее западные соседи, Польша и Венгрия. Для украинцев это означает повышение собственной безопасности и стабильности на западном фланге - по сути, политика страхования на будущее. Этот фланг Украины был в то время уже достаточно безопасным. А вот южный фланг Украины, который сегодня демонстрирует относительный дефицит безопасности и стабильности вследствие, в том числе, замороженного конфликта в Молдове, угрожающего распадом этой управляемой коммунистами страны, который может сказаться также на Украине и на более отдаленных территориях. Следовательно, Украина опять-таки имеет все основания приветствовать стабилизирующий эффект НАТО, которая пригласит к себе также и украинского соседа на юго-западе.
Натовским политикам предоставляется беспрецедентная историческая возможность включить территорию между Балтийским и Черным морями постоянно в состав западного мира. Основные предпосылки уже имеются и они ежедневно усиливаются самими странами, стремящимися к вступлению в альянс, посредством их работы над экономическими и политическими реформами и претворения в жизнь планов подготовки к вступлению в НАТО. Нередко успехи этих стран бывают неравномерными, но каждая из семи стран, желающих получить приглашение в альянс в этом году, принесет с собой чистую выгоду для альянса в плане ее местоположения, политической решимости, союзной дисциплины и готовности нести свою долю военной ноши. Это они уже демонстрируют своим участием в учениях НАТО и союзных операциях в охваченных войной местах, от Балкан до Афганистана. Саммит стран - кандидатов на вступление в НАТО позволит сбалансировать повестку расширения альянса, приведя балтийское и черноморское направления в гармонию друг с другом и с требованиями мира после 11 сентября.