Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль и газета "Известия" ставят под сомнение статью о Чечне, опубликованную в "The New York Times"

Обнародованная перебежчиком информация √ правда или вымысел?

Кремль и газета "Известия" ставят под сомнение статью о Чечне, опубликованную в "The New York Times" picture
Кремль и газета Известия ставят под сомнение статью о Чечне, опубликованную в The New York Times picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В опубликованной в газете "The New York Times" статье говорится о зверствах, совершаемых российскими военнослужащими в ходе военной кампании в Чечне. Однако эта история может оказаться просто выдуманной ее героем с целью получения политического убежища в Соединенных Штатах, пишет "Jamestown Foundation Monitor".

Недавно опубликованная в газете "The New York Times" статья не осталась незамеченной в России. В ней говорится об Андрее Самородове, бывшем специалисте по связи, служившем в российских воздушно-десантных войсках, который утверждает, что в ноябре 1999 года, в начале нынешней военной кампании в Чечне, он дезертировал со своего места службы из мятежной Чеченской республики из-за угроз со стороны сослуживцев-неофашистов, подстрекавших солдат к убийствам мирных чеченцев. В конце концов, Самородов уехал из России со своей женой и двумя детьми, попал в Мексику, и затем пересек границу с Техасом, где и попросил политического убежища, заявив, что он опасается за свою жизнь из-за конфликта с некоторыми военнослужащими его части, являющимися неофашистами. Самородову и его семье было предоставлено убежище в Соединенных Штатах, и в настоящее время он проживает в Техасе.

Самородов утверждает, что неофашисты, служившие в его воздушно-десантной части, были из группы, называемой "Русские витязи". В этой группе подростки, проживающие на юге России, в Ставрополе, проходили физическую и идеологическую подготовку под руководством ультранационалистской организации "Русское национальное единство". По словам Самородова, в 1999 году 400 членов "Русских рыцарей" поступили на службу в его часть, 21-ю воздушно-десантную бригаду и в действовавшую совместно с ней 101-ю бригаду внутренних войск МВД РФ. "Русское национальное единство", которое было основано в 1990 году Александром Баркашовым, бывшим инструктором боевых единоборств КГБ, было запрещено в Москве из-за своих неприкрытых фашистских и антисемитских взглядов. Как говорит Самородов, многие из членов этой организации призвались в армию, и в конечном итоге попали в части, дислоцирующиеся в Чечне. Самородов сказал в интервью газете "The New York Times", что он сорвал свастику с формы некоторых солдат его части и попытался вмешаться в процесс казни чеченских гражданских лиц. По словам Самородова, хотя он и пытался проинформировать вышестоящее начальство о случаях подстрекательств к убийствам мирного населения, его попыткам был дан отпор, он был избит и ему пригрозили смертью. В конечном итоге, в ноябре 1999 года он дезертировал с места службы.

"The New York Times" процитировала слова представителя Кремля Александра Мачевского, который сказал, что он не обладает какой-либо информацией о дезертирстве Самородова, однако спросил, почему он не "поступил так, как нужно", и не пошел "к прокурору". Мачевский уверенно предположил, что Самородов придумал всю историю для того, чтобы получить политическое убежище в Соединенных Штатах.

Более того, после появления публикации в "The New York Times" на вебсайте российской газеты "Известия" (Izvestia.ru) были процитированы слова представителя командования воздушно-десантных войск России о том, что Самородов действительно служил в качестве офицера связи 21-й воздушно-десантной бригады, однако был уволен в 1993 году, а сама бригада давно слилась с другими частями. Вебсайт процитировал одного из бывших сослуживцев Самородова, который подтвердил версию представителя командования ВДВ. Также был процитирован автор статьи, московский корреспондент газеты "The New York Times" Патрик Тайлер (Patrick E. Tyler), который сказал, что спецслужбы Соединенных Штатов внимательно проверили информацию, сообщенную Самородовым после своего бегства, которая включала в себя такие данные, как местонахождение конкретных военных частей, принимавших участие в чеченской кампании 1999 года, и пришли к выводу, что ей можно доверять. На сайте Izvestia.ru говорится, что сам Самородов отказался комментировать эти противоречия, когда газета обратилась к нему с такой просьбой через его американского юриста, и что Самородов отключил свой мобильный телефон, чтобы избежать разговоров на данную тему.

Трудно оценить достоверность истории Самородова. С одной стороны, вполне возможно, как и утверждается, что он ее выдумал для того, чтобы получить политическое убежище в Соединенных Штатах. Корреспондент "Jamestown Foundation Monitor" посещал Чечню много раз за время обеих военных кампаний, и ни разу не встречал членов "Русского национального единства" в рядах находящихся там федеральных сил. С другой стороны, несомненно, правдой является то, что многие российские военнослужащие считают всех чеченцев, независимо от возраста или пола, боевиками, и открыто говорят о том, что к ним нужно относиться без жалости. Не один раз корреспондент "Jamestown Foundation Monitor" слышал рассказы российских военнослужащих о том, как десятилетние чеченские дети нарочно играли в футбол отрубленными головами российских военных. Независимо от того, насколько правдивы эти истории, они показывают, что российские солдаты даже в чеченских детях видят потенциальных врагов.

Также нельзя исключить того, что отдельные члены "Русского национального единства" могли вступить в ряды российской армии для того, чтобы сражаться в Чечне. Корреспондент "Jamestown Foundation Monitor" может, например, подтвердить факт того, что во время первой военной кампании 1994-1996 годов в Чечне действовал специальный казацкий батальон имени генерала Ермолова, российского генерала, известного в 19 веке своей жестокостью во время Кавказской войны. Эта часть была создана под патронажем российских организаций казаков и укомплектована людьми, называющими себя казаками. Они носили российскую военную форму, однако имели специальные знаки отличия, указывающие на их принадлежность к казачьим войскам. Чеченцы рассказывали корреспонденту "Jamestown Foundation Monitor", что в тот период военнослужащие ермоловского батальона с особой жестокостью вели себя по отношению к гражданскому населению Чечни.