Мария Добренкова и Александр Панаков похоронены в одной могиле. Молодые люди хотели пожениться. Казалось, что перед начинающими юристами и детьми из элитной семьи впереди вся жизнь. Незадолго до Нового года они были жестоко убиты преступниками, которые уже арестованы. Убийцы положили глаз на джип этой молодой пары. Панаков был убит выстрелом в спину, его подруга - заколота ножом, при этом один из убийц сделал еще контрольный выстрел.
Это двойное убийство глубоко потрясло Москву. Оно стало причиной волны новых призывов к возвращению смертной казни. Отец убитого - декан факультета социологии Московского государственного университета. В открытом письме Владимиру Путину он потребовал снять мораторий на использование в качестве наказания смертной казни. На прошлой неделе к нему присоединились более ста известных представителей культуры, науки и политики. "Преступники развязали открытую террористическую войну против своих граждан, они держат общество в постоянном и всеобщем страхе", - говорится в воззвании.
Авторы убеждены, что мораторий на смертную казнь введен "против воли населения и лишь для того, чтобы ответить на политические требования Запада". Документ подписали авторитетные ученые, такие, как специалист по сердечным заболеваниям Леонид Бокерия, кинорежиссер Станислав Говорухин и чемпион по шахматам Анатолий Карпов. Они говорят за большинство населения, которое требует в связи почти с ежедневными убийствами возвращения параграфа закона о расстреле. В январе в Москве был убит директор Института психологии Российской академии наук Андрей Брушлинский. До этого людей возмутило убийство одного петербургского профессора. 8 марта умерла журналистка Наталья Скрыль, получившая десятки ударов тяжелым предметом. Страшные истории об убийствах в ходе ограблений можно услышать и в частном кругу. "Можно оказаться убитым из-за Мерседеса или из-за десяти рублей", - писала газета "Известия".
В такой возбужденной атмосфере, когда требования о возвращении смертной казни поступают и из регионов, людям, придерживающихся умеренных позиций, приходится нелегко. Президент Путин повторил, что он является решительным противником смертной казни. Снятие моратория - не выход из положения, сказал он. В большей степени необходимы экономическое оздоровление, борьба с нищетой, воспитательная работа и более сильные органы уголовного преследования.
В конце концов, Россия не может действовать иначе. В 1996 году ее приняли в Совет Европы при условии, что в течение трех лет она отменит наказание в виде смертной казни, подпишет протокол номер 6 европейской Конвенции по правам человека и в течение трех лет ратифицирует его. Протокол до сегодняшнего дня не ратифицирован. Если в камерах смертников в российских тюрьмах никого нет, то это своего рода мораторий. Комиссия по помилованию при президенте, начиная с 1996 года, добивалась замены смертной казни на пожизненное заключение или на заключение на срок 25 лет. Приговор мог быть приведен в исполнение только при явном нежелании президента идти на помилование преступника. Этого не произошло.
Президент Ельцин заверил после приема России в Совет Европы, что больше не будет казнен ни один человек. С 1999 года существует и законодательная отсрочка: Конституционный суд принял решение, что никто не может быть приговорен к смертной казни до тех пор, пока во всех 89 субъектах федерации не появятся суды присяжных. Поскольку судебная реформа пока еще не завершена, выносить приговор о смертной казни в настоящее время нельзя. Но решения об отмене смертной казни на законодательном уровне нет.
Свою Комиссию по помилованию президент Путин распустил незадолго до Нового года. Ее должны заменить региональные комиссии, которые создаются в настоящее время. Писатель Анатолий Приставкин стал советником президента. За десять лет работы Комиссия рассмотрела сотни приговоров, предусматривавших смертную казнь. В своем трехтомнике под названием "Долина смертной тени" Приставкин рассказывает о трудной работе Комиссии по принятию решений и о мире лагерей для преступников. Для него важно, прежде всего, сначала сохранить жизнь, даже если пожизненное заключение в условиях тюрьмы равноценно медленной казни. "Большинство кандидатов на смертную казнь - простые люди, которые не смогли доказать свою невиновность и не смогли заплатить адвокатам. - говорит писатель Приставкин, - Если население голосует за смертную казнь, то оно не понимает, что голосует против самого себя".