Президент России Владимир Путин подходит на этой неделе к экватору своего четырехлетнего мандата, имея широкую поддержку общества и создав впечатление, что его страна в настоящий момент более стабильна, чем в период правления дерзнувшего Бориса Ельцина. Тем не менее, лидер не смог дать толчок программе по модернизации страны, которая смогла бы сплотить лишенное ориентиров российское общество в решении общих задач.
Итоговый баланс Путина с момента его выбора 26 марта 2000 года нельзя назвать однородным. Самым выдающимся результатом - в международной политике - является его сближение с Соединенными Штатами. В политике же внутренней и экономике президент предпринял некоторые реформы, имевшие скромные результаты по сравнению с объявленными задачами. Демократическое развитие России приостановилось и даже начало откатываться назад, а аналитик Игорь Клямкин говорит о парадоксальном появлении "выборной абсолютной монархии".
Популярность Путина - стабильна, согласно опросу, проведенному Центром по изучению общественного мнения, в феврале она составляла 75%. Тем не менее, число граждан, готовых отдать за него голоса на выборах равняется 45%, упав за месяц на семь пунктов; об этом говорит социолог Леонид Седов, указывая, что такое снижение могло произойти вследствие внешней политики президента. За исключением сфер, которым он отдает предпочтение - то есть: внешняя политика, безопасность и оборона - Путин выглядит с каждым разом все более апатичным, и в информированных политических кругах полагают, что президенту не достает "натиска" и "стратегических целей".
Путин ни занялся всерьез коррумпированностью государственного аппарата, ни порвал полностью связи с командой Ельцина. Российское государство оплатило залог в размере пяти миллионов швейцарских франков (2,3 миллиона евро), чтобы из тюрьмы был выпущен Павел Бородин - человек, давший Путину его первую работу в Москве в 1996 году. Бородин, являющийся в данное время главой Союза России и Белоруссии, был приговорен швейцарским судом, объявившим его виновным в получении взяток в тот момент, когда он возглавлял администрацию Бориса Ельцина и отвечал за проведение реставрационных работ в Кремле, к уплате штрафа в размере 300000 франков.
В Москве Путин окружил себя питерцами, как называют выходцев из Санкт-Петербурга, которые сегодня укрепляются в Москве все больше и больше. Питерцы являют собой разноликую группу, в которой присутствуют различные интересы, в том числе и внушительный контингент представителей советских служб безопасности. Аналитики полагают, что они претендуют на определенную часть уже распределенных пребенд и финансовых потоков. В число санкт-петербургских призывников входят Алексей Миллер - глава газовой монополии "Газпром" и Виктор Зубков - глава новой службы финансового шпионажа.
В Кремле сосуществование команды Ельцина и этой новой гарантировано Александром Волошиным - главой президентской администрации. Три года пребывания на этом посту бывшего компаньона олигарха Бориса Березовского важны не менее, чем двухлетний срок Путина. Волошин сыграл ключевую роль при подчинении Российского парламента (Думы и Совета Федераций) и губернаторов Кремлю.
Приверженцы Путина ставят ему в заслугу создание более стабильной России. Но в Кремле есть и те, кто видит положение вещей несколько иначе. "В действительности же никакой стабильности нет. Это усталость после эпохи Ельцина. Страна устала от кувырков, так что она решила немного отдохнуть", - говорил заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков - один из создателей аморфной пропрезидентской партии "Единая Россия". Вне всякого сомнения, государственный контроль над всеми каналами телевидения общенационального вещания и эмиграция критически настроенных олигархов (Владимира Гусинского и Бориса Березовского) вносят свой вклад в создание ощущения покоя, хотя Россия и переживает период ведения войны на своей собственной территории. Российская военная операция в Чечне находит новые оправдательные аргументы после 11 сентября.
В парламенте, большинство в котором составляют силы, верные Кремлю, "Единая Россия" (всегда, когда понимает, что от нее хотят) гарантирует принятие законов, поддерживаемых президентской администрацией. При Путине законодательное собрание перестало требовать отчета от исполнительной власти, и на практике Дума даже теряет принадлежащие ей прерогативы. Проведенная финансовой инспекцией проверка Государственной прокуратуры была самой же прокуратурой объявлена секретной, в том числе и для депутатов, входящих в состав комитета безопасности Думы. При Путине Совет Федерации (верхняя палата парламента, в состав которой прежде входили руководители областей), после реформирования превратилась в клуб перманентных лоббистов, содержание которого требует лишних затрат. В Совете Федерации укрылся Борис Пугачев - загадочный банкир из Санкт-Петербурга, оказавшийся там в качестве представителя далекой республики Тува. В то время как сенаторы получают квартиры в Москве, в провинции губернаторы, назначенные Кремлем, избираются на третий срок и сосуществуют вместе с представителями президента, которые после разделения государства на шесть территориальных регионов, также вносят свой вклад в увеличение расходов на содержание государственного аппарата.
Каждая принимаемая реформистская мера оказывается нейтрализованной удушливой инерцией, так что на сегодняшний день невозможно ощутить эффекта от принятого пакета законов, предназначенных специально для борьбы с бюрократией. В экономике, процветающей в значительной мере благодаря высоким ценам на нефть, в этом году ожидается прирост в 3%, что превышает показатели двух предыдущих лет. Задержки по выплатам заработной платы государственным служащим начинают вновь повторяться. После двухлетнего роста прямые иностранные инвестиции снизились на 500 миллионов евро (10%) в 2001 году.
В том, что касается судебной реформы, правительство представило лишь минимальную часть объявленных их законов. Начиная с июля этого года, при отсутствии ордера, выданного судьей, не один задержанный не сможет находиться под стражей более 48 часов. Заслуга в принятии этой меры принадлежит не Путину, а Конституционному суду, настоявшему на ее сохранении в законе о привлечении к ответственности за совершенное преступление. Под нажимом прокуратуры президент просил отложить до 2004 года применение этого положения, зафиксированного в Конституции
"Хороший министр"
"Он был бы хорошим министром иностранных дел". Этой язвительной фазой один российский функционер дает общую оценку правления Владимира Путина, задавшего прозападный курс российской внешней политике после 11 сентября. По мнению политолога Вячеслава Никонова, этот новый курс больше является прагматическим решением, а не переменой в стратегии. Реалистический прагматизм может объяснить, почему Россия сохраняет свои традиционные связи с Ираком, Ираном или Северной Кореей. Проигнорировав российский синдром поиска виноватых, Путин положительно отреагировал на присутствие американцев в Средней Азии и не воспринял в качестве "трагедии" прибытие в Грузию инструкторов из США. И в том и в другом случае, его слова заставили таких функционеров, как министр иностранных дел Игорь Иванов и председатель думского комитета по внешнем связям Дмитрий Рогозин, внести некоторые коррективы в аргументацию такого выбора в момент, когда внешний лоск уже начинал таять. Функционеры придерживаются воли Путина, но их переживания идут по другому пути. По этой причине у них есть сложности в создании идей, применимых к развитию политики их лидера. Глава Совета Федераций Сергей Миронов, тем не менее, перемудрил, когда во время своего недавнего визита в Израиль отменил заранее обговоренную встречу с Ясером Арафатом, поставив тем самым под вопрос всю российскую дипломатию. Дмитрий Тренин из Московского Центра Карнеги полагает, что президент Джордж Буш обращается с Путиным как "провокатор". Этот же хорошо сопротивляется.