Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украинские политики-клоны

Клоны рвутся в парламент

Украинские политики-клоны picture
Украинские политики-клоны picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У президента есть зять, а у зятя телеканал. А потому и появилась история о том, как средства массовой информации смело вмешиваются в ход кампании по выборам нового парламента Украины.

Независимым кандидатам, баллотирующимся в украинский парламент - Верховную Раду, насчитывающую 450 мест, выборы в которую состоятся 31 марта, приходится нелегко. То же самое относится и к кандидатам от партий или от избирательных объединений, если они не являются частью региональной властной элиты. На востоке Украины это означает, что особенно тяжело приходится тем кандидатам, которые не входят в находящийся в сговоре с президентом Леонидом Кучмой избирательный блок "За единую Украину" ("Заеду"), слово представителей которых в политике и экономике имеет значение там уже и сегодня. Жалобы на неравное положение слышатся из рядов избирательного блока Юлии Тимошенко. Это та женщина, которая, будучи вице-премьером, попыталась очистить энергетический сектор Украины от зла безналичных взаиморасчетов, которые принесли несерьезным предпринимателям миллионы, но повергли в глубокий кризис горную промышленность и энергетику, оставив большие бреши в государственном бюджете.

На неравное положение жалуется также бывший премьер-министр и реформатор Виктор Ющенко. С неравными условиями столкнулся независимый кандидат Всеволод Гончаров - один из немногих, кому принадлежит на частных правах угольная шахта, как и баллотируюшийся на свой страх и риск Александр Клименко - один из главных акционеров и директор машиностроительного предприятия "Донбасэнергострой" в Донецке. Плакаты Гончарова постоянно срывают ("неизвестные лица"), его не пускают в школы и на предприятия. По крайней мере, его пожалели и не "клонировали". Именно с этим столкнулся Клименко: в последний момент перед истечением срока в полномочную избирательную комиссию с просьбой о регистрации в качестве независимых кандидатов обратились два "однофамильца". Один из них срочно стал предпринимателем и назвал свое предприятие так, что его можно было перепутать с предприятием, которым руководит "настоящий" Клименко. Цель: привести в замешательство избирателей и лишить части голосов перспективного кандидата. Против таких махинаций редко что можно предпринять. Тем не менее, избирательному блоку "Наша Украина" Виктора Ющенко удалось предотвратить регистрацию объединения с аналогичным названием.

Не расследованный случай убийства

У Ющенко, впрочем, совершенно другие заботы, которые свидетельствуют, что его противник - "Заеду", который стремится к власти и не желает допускать возвращения Ющенко на пост главы правительства, понял предостережение в форме результатов опросов. Они показывают, что у избирательного блока Ющенко, которому отдают голоса добрых двадцать процентов опрошенных, хорошие перспективы стать сильнейшей фракцией в парламенте. Олигархам из "Заеду" мириться с этим тяжело, и они подключают свои медийные ресурсы. В эти дни по украинскому телеканалу ICTV, принадлежащему зятю президента, магнату от металлургии Виктору Пинчуку из "Заеду", демонстрировался документальный фильм о подоплеке убийства журналиста Георгия Гонгадзе, критиковавшего украинский режим. Обезглавленное тело Гонгадзе было обнаружено осенью 2000 года в лесу недалеко от Киева. До сегодняшнего дня неизвестны даже примерные обстоятельства убийства. Однако опубликование сделанных скрытно записей разговоров в кабинете президента стало почти доказательством причастности Кучмы к похищению и убийству Гонгадзе. Результатом стали политический кризис в стране и продолжавшаяся не один месяц международная изоляция Кучмы и Украины, от чего отказались русские. В фильме теперь делается попытка представить в качестве движущей силы, добивавшейся публикации магнитофонных записей, американцев, которые, якобы, намеревались свергнуть Кучму, заменив его на Ющенко. Последний изображен в фильме в качестве безусловного сторонника Вашингтона. Но с фильмом произошла ошибочка: автор сценария Чарльз Кловеур (Charles Clover), который был раньше корреспондентом "Financial Times" в Киеве, дистанцировался от содержания фильма, поскольку его содержание имело мало что общего с тем продуктом, который он передал телеканалу. Украинские свидетели, которые в фильме представали как организаторы, утверждали после демонстрации фильма, что их слова подверглись монтажу. Фильм должен был представить в плохом свете Ющенко, и сделать ему это удалось. Это больше не имеет ничего общего с честной журналистикой.

Зарубежные наблюдатели в эти дни, в частности, свидетельствовали, что ситуация на центральных государственных каналах, по сравнению с периодом предвыборной борьбы четыре года назад, улучшилась. Действительно, слово в эфире получают представители важнейших политических сил, они могут представить свои предвыборные программы. Проходят дебаты между известными политиками, даже если те представляют оппозицию. В провинции, где органы власти, действующие по указке Киева, пытаются вместе с местными олигархами заткнуть рот претендентам, обстановка, разумеется, хуже. В Луганске, что на востоке Украины, журналисты жалуются на органы власти, которые контролируют большинство местных газет, а также теле- и радиоканалов области. Журналисты вряд ли могут как-то противиться давлению на свои редакции со стороны органов власти, которые решают, о каких кандидатах можно писать, а каких - нет. Недавно один региональный телеканал был даже закрыт, поскольку рассказал о нежелательном кандидате. Возможность открыто писать о ситуации в регионах осталась практически лишь у журналистов центральных киевских газет. В случае с "Киевскими новостями" для того факта, что газета продолжает выходить, существует, разумеется, особая причина. Руки цензора из центра не дошли до нее лишь по той причине, что владельцы газеты - олигархи Медведчук и Суркис из Объединенной социал-демократии - находятся в состоянии войны с олигархами из "Заеду".

Госпожа Олбрайт в роли противника

Сообщения о нарушении правил проведения избирательной кампании поступают из всех регионов Украины. Есть газеты, которые, собственно, для рассказа об этом оставляют специальные колонки. И есть негосударственная организация, которая наряду с наблюдателями за ходом выборов из ОБСЕ и Европейского союза, хочет позаботиться, чтобы все было по правилам. "Комитет украинских избирателей" принял решение об организации на этих выборах наблюдения за их ходом на длительный период времени. С целью вскрытия нарушений в ходе избирательной кампании в стране, во всех областях Украины работают на общественных началах 20 000 человек. Организация издает свою собственную газету. Руководитель комитета по Донецкой области Сергей Ткаченко сожалеет, что вот трудно только доказывать факты многочисленных нарушений избирательного законодательства. Разумеется, что случаев, когда многие кандидаты в целях оказания давления злоупотребляли своим политическим или служебным положением, много. Сотрудники, если они не хотят потерять работу, вынуждены распространять в интересах своих начальников листовки и предвыборные программы. Ткаченко тоже сообщает о заразительной политической привычке "клонировать" кандидатов.

Президент Кучма, в частности, неоднократно требовал, чтобы эти парламентские выборы были прозрачными, корректными и честными. Украина предоставила зарубежным наблюдателям даже технические средства. С другой стороны, близкая к президенту газета "Факты" посвятила в эти дни целую страницу "злу" в лице зарубежных наблюдателей за выборами, особенно, что касается тех, кто связан с Америкой. Гнев газеты вызвал Национальный демократический институт, которым руководит бывший американский государственный секретарь Олбрайт (Albright). Выступления американцев в поддержку демократии за рубежом, писала газета, есть инструмент политики геополитических интересов Америки. Особо разозлило газету, видимо, то, что Олбрайт пригрозила сокращением американской финансовой помощи Украине, если выборы будут пройдут несвоевременно. Одновременно газета призвала покрыть позором Ткаченко и его соратников, которые не смогли бы организовать работу без помощи американцев, как наивных подмастерьев, у которых нет отечества, если даже не агентов чужой страны. Если бы они всерьез воспринимали российского посла на Украине Виктора Черномырдина, то были бы должны почувствовать себя подхалимами и у других западных политиков, которые побывали в последние недели в Киеве. Те действительно имели бесстыдство напоминать Украине о необходимости, видите ли, проведения выборов по обычным для демократических государств стандартам. Черномырдин высказал мнение, что это для Украины унизительно, и об этом в стране пребывания должно быть сказано всем, кто в заботе о демократических и правовых отношениях на Украине видит вмешательство во внутренние дела.

О том, что озабоченность по поводу соблюдения норм проведения предвыборной кампании растет и внутри страны, свидетельствует то, что некоторые украинские партии намереваются в день выборов отправить на избирательные участки наблюдателей, чтобы те опрашивали избирателей уже после голосования. Расчет такой, что если бы официальные результаты выборов отличались сильно от результатов опросов избирателей, то удалось бы выявить возможных фальсификаторов. Чтобы избежать этого, они, по крайней мере, можно надеяться, проявят сдержанность. Будто не было референдума в 2000 году, который многие наблюдатели называют не иначе как избирательным фарсом. Однако его "результаты" еще до сих пор служат президенту для того, чтобы требовать от парламента расширения своих полномочий. Между тем в администрациях некоторых областей аппаратчики, очевидно, ломают голову над тем, как сделать так, чтобы удержать результаты голосования среди определенных групп избирателей в рамках, которые хочет видеть центр. В некоторых регионах функционеры опасаются, что в случае победы Ющенко они лишатся своих должностей и ищут выход из положения в подкупе членов избирательных комиссий или в установке на избирательных участках видеокамер для запугивания избирателей. У них немного занимает времени, чтобы создать тенденциозный "документальный" фильм или воспрепятствовать появлению газетных статей о нежелательных кандидатах или по своему усмотрению урезать их.