Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шах нефтяному королю

Официально президент Джордж Буш является арбитром в этой партии между Москвой и Риядом. На самом деле, за кулисами он болеет за Россию и поддерживает ее энергетическое возрождение

Шах нефтяному королю picture
Шах нефтяному королю picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Всего через три года после экономического кризиса 1998 года Россия на подъеме, благодаря, прежде всего, быстрому росту нефтяных компаний. С тех пор производство нефти увеличилось на 500 тысяч баррелей в день, это рекорд. Чтобы достичь этого, Путин изгнал из страны или отправил в тюрьму олигархов, которые до этого разворовывали все, что могли. Чтобы конкурировать с Саудовской Аравией, Москва заручилась контролем надо всеми нефтепроводами от Сибири до Кавказа

Москва увеличивает добычу, чтобы стать первым поставщиком нефти на Запад. Рияд пока не начинает войну цен, но знает, что может рассчитывать на стратегическое преимущество: преимущество политического лидера арабского мира

Раз в неделю наследный принц Саудовской Аравии Абдулла бен Абдул Азиз (Abdullah Bin Abdul Aziz) принимает министра по нефти Аль Наими (Ali Naimi). И каждый раз качает головой, расстроенный цифрами, который технократ ему представляет. Саудовская Аравия постоянно теряет части своего рынка, которые отходят к России. Сегодня Аравия добывает 8 миллионов баррелей в день (а по мнению некоторых источников, и того меньше) против 7,2 миллионов российских баррелей. А если к нефти добавить еще и газ, то уже сегодня Москву можно признать мировой столицей энергии.

Наими просил увеличить добычу в преддверии встречи ОПЕК в пятницу 15 марта. "Нет, сохраним прежний уровень, по крайней мере, до 30 июня" - ответил Абдулла. "Нам необходимо, чтобы цены поднялись до 25-28 долларов". В Кремле же происходит полностью противоположное. Владимир Путин каждую неделю поздравляет министра энергетики Игоря Устинова и новых управляющих нефтяных компаний (Газпром, Лукойл, Юкос, Сибнефть и Сургутнефтегаз), поскольку производство нефти и газа постоянно растет. И в среду 20 марта на встрече, посвященной призыву ОПЕК к умеренности, он попросил продолжать добычу и, прежде всего, не сокращать экспорт, составляющий 40% общего производства нефти в России. "Лучше продавать больше нефти по более низким ценам, чтобы вновь обрести первенство, потерянное в предыдущее десятилетие", - таков приказ Путина, по словам экономического консультанта Андрея Илларионова. Ведь до краха СССР Москва производила 12,5 баррелей в день.

Отвлекшись на войну против терроризма в Афганистане, на ежедневные взрывы в Израиле и на палестинских территориях, мы не заметили другой битвы, которая началась после 11 сентября и имеет не меньшую стратегическую важность, чем все остальные: война за доминирование на энергетическом рынке между двумя крупнейшими экспортерами - Саудовской Аравией и Россией. "От того, чем кончится эта битва, зависит мировая экономика, политика энергетической безопасности США, Европы и стран Азии, а также мировая роль России и будущее Саудовской Аравии", - заявил "Панораме" Эдвард Морс (Edward Morse), бывший замминистра в администрации США, а сегодня - один из самых почитаемых гуру энергетического сектора.

Официально президент Джордж Буш является арбитром в этой партии между Москвой и Риядом. На самом деле, за кулисами он болеет за Россию и поддерживает ее энергетическое возрождение. "Надо положить конец этой опасной зависимости от Саудовской Аравии", - заявляет, например, Джеффри Гартен (Jeffrey Garten), который возглавляет школу менеджмента при Йельском университете.

Атака 11 сентября подкосила фундамент того железного договора, который связывал США и Саудовскую Аравию с 1943 года, с исторической встречи между королем Файсалом (Faisal) и Франклином Рузвельтом (Franklin Roosevelt). "Нефть в обмен на безопасность", - так звучала формула, побеждавшая в течение 60 лет. Но выходец из Саудовской Аравии Усама бен Ладен перевернул все и показал другую реальность, ужасную и шокирующую. Преподаватели самых престижных арабских религиозных университетов, которые всегда поддерживали монархию, в последние 10 лет распространили фундаментализм по всему арабскому миру. Благотворительные исламские организации с филиалами во всех странах тайно финансировали Аль-Каиду в Афганистане, а также другие террористические группировки, в частности, в Боснии и в Сомали. Молодые арабы были околдованы "джихадом против неверных", объявленным бен Ладеном.

Буш младший приказал ЦРУ провести глубокий анализ политической, социальной и экономической ситуации в Саудовской Аравии. Они не делали этого много лет, чтобы не вызвать помех в отношениях между двумя союзниками. Согласно аналитикам из Лэнгли, в ближайшее время кризиса не ожидается, но монархия описывается как "опасно изолированная" и "хрупкая", что вызывает "ряд сомнений в ее стабильности в долгосрочной перспективе".

Корни неблагополучия уходят в коррупцию, которая правит при дворе между восемью тысячами принцев; в экономический застой с 15 % безработных; в очень быстро растущее количество населения (18 миллионов на сегодня: цифра, которая удвоится к 2015 году). Но основная проблема, по мнению ЦРУ, лежит в геронтократии королевской фамилии. Королю сейчас 79 лет, с 1995 года он серьезно болен и живет усилиями 26 американских и британских врачей, чтобы не отдавать престол 78-летнему сводному брату Абдулле, которого в США считают слишком националистичным. Третий принц на иерархической лестнице - это министр обороны Султан, родившийся в 1928 году, описываемый в документах как "средоточие сети коррупции", и потому не пользующийся большой популярностью. Остается только принц Салман, губернатор Рияда, который, однако, еще не получил благословения на царствование.

Разумеется, что такое описание Аравии не разделяют ни в королевских дворцах, ни американские консультанты наследного принца. Бывший посол США в Рияде, который пожелал сохранить конфиденциальность, сообщил "Панораме": "Я годами слышал о нестабильности, и все же каждый раз факты опровергали дурные предсказания".

Остается фактом, что Белый дом, воспользовавшись поддержкой Москвы в борьбе против терроризма, поддерживает амбициозные проекты Путина. Которые можно суммировать словами одного из его консультантов: "Мы не являемся больше военной сверхдержавой. Но, по крайней мере, мы должны стать энергетическим гигантом".

Всего через три года после экономического кризиса 1998 года Россия на подъеме, благодаря, прежде всего, быстрому росту нефтяных компаний. С тех пор производство нефти увеличилось на 500 тысяч баррелей в день, это рекорд. Чтобы достичь этого, Путин изгнал из страны или отправил в тюрьму олигархов, которые до этого разворовывали все, что могли.

Чтобы конкурировать с Саудовской Аравией, Москва заручилась контролем надо всеми нефтепроводами от Сибири до Кавказа, построенными при финансовой поддержке "сестры" - Америки (балтийская система, каспийский концерн). Соединенные Штаты не стали препятствовать политическому доминированию Кремля над странами Средней Азии, как Азербайджан и Казахстан, которые к 2010 году смогут экспортировать 3 миллиона баррелей в день.

Секретная цель Кремля, согласно недавнему исследованию Petroleum Finance, - в ближайшие годы прямо или косвенно контролировать по крайней мере 16 миллионов баррелей нефти, то есть в два раза больше, чем дает сегодня Саудовская Аравия.

Но притязания Москвы на этом не кончаются. "Лукойл" делает инвестиции в Ирак, откуда предполагает получать в ближайшие годы почти 700 тысяч баррелей нефти ежедневно. Саддам Хусейн был рад открыть двери русским, не зная, что Путин уже задумывает (вместе с Вашингтоном) его смещение в самое ближайшее время.

Однако вызов нового русского царя ОПЕК и его самому главному члену Саудовской Аравии, не останется без ответа. Принц Абдулла, который хоть и предпочитает не вступать пока в войну цен, выпуская на рынок 3 миллиона баррелей в день, что составляет его стратегический резерв, решил отреагировать.

Он сделал это буквально на прошлой неделе, подмигнув не одним, а сразу двумя глазами Соединенным Штатам. Он приказал министру внутренних дел принцу Найафу (Nayaf), подготовить расследование о союзниках бен Ладена в Саудовской Аравии. Он заморозил счета исламской организации Аль-Харамайн. Он бросил спасательный круг дипломатии США, предложив признание арабскими странами еврейского государства в обмен на выход израильских войск с территорий, захваченных во время войны 1967 года. И, наконец, несмотря на неодобрение атаки против Ирака, он сообщил американскому вице-президенту Дику Чейни, когда тот был в Рияде, что воспользуется всем своим политическим и экономическим авторитетом, чтобы убедить Саддама Хусейна принять инспекторов ООН.

Это именно то, чего в глубине души ожидал президент Буш, посоветовавшись, наверняка, с отцом, который хорошо знает секреты этой монархии в пустыне. "Правда в том, - объяснил "Панораме" бывший посол Ричард Мерфи (Richard Murphy), - что Америка не может обойтись без Саудовской Аравии и без ее 261 миллиарда еще не добытых баррелей. Не в наших интересах ослаблять или дестабилизировать страну, которая играет неоспоримую стратегическую роль в регионе с 60 процентами мировых запасов нефти по дешевой цене, намного меньшей, чем российская".