Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ностальгия по сталинским временам в новой Москве.

Есть ли в пристрастии к ╚Сталину в архитектуре╩ капля политической ностальгии?

Ностальгия по сталинским временам в новой Москве. picture
Ностальгия по сталинским временам в новой Москве. picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Монументальные небоскребы с множеством башенок и колоннад в стиле кич продолжают линию архитектуры сталинской эпохи и возвращаются в российскую столицу на фоне интенсивных спекуляций недвижимостью и тоски по былому величию. Словно в то самое время, когда Россия теряет свой вес на международной арене, москвичи, или, по крайней мере, те из них, кому позволяют средства, приобретая эти квартиры, находят утешение в новостройках, напоминающих об утерянном могуществе

Монументальные небоскребы с множеством башенок и колоннад в стиле кич продолжают линию архитектуры сталинской эпохи и возвращаются в российскую столицу на фоне интенсивных спекуляций недвижимостью и тоски по былому величию.

Колоннады, волюты, мрамор вестибюлей, башенки и стрелы на крышах┘ Как не узнать в сегодняшней Москве дома в сталинском стиле, дома, которые выгодно строить, по данным строительных компаний, поскольку стиль ретро нынче в моде и привлекает покупателей. Кроме украшений есть еще и высота. Нужен триумф высоты. Этажи карабкаются в небо, образуют пирамиды. Словно в то самое время, когда Россия теряет свой вес на международной арене, москвичи, или, по крайней мере, те из них, кому позволяют средства, приобретая эти квартиры, находят утешение в новостройках, напоминающих об утерянном могуществе.

Имя этому явлению - "Великая ностальгия! Второе рождение советской архитектуры", с таким заголовком вышел в феврале московский журнал "Эксперт". Но не просто советской. Сталинский стиль, смесь готики и неоклассицизма, символом которого являются, в первую очередь, огромные башни, украшенные колоннами, инкрустациями и шпилями, строительство которых Сталин ввел в послевоенные годы в пику США. Навязчивой идее эпохи было - строить выше, больше и импозантнее, чем небоскребы Нью-Йорка и Чикаго, которые, по словам очевидцев, вызывали зависть у "отца народов". Но следовало также заполнить пустоши, образовавшиеся в результате разрушения множества церквей в 30-е годы, которые своими колокольнями и блестящими маковками создавали городской пейзаж.

Сегодня этот стиль - хорошая рекомендация для покупки квартир (для состоятельных людей, поскольку квадратный метр площади обходится в 1300 долларов). Москва, в которой 8 миллионов жителей, сосредоточила в себе 70% финансовых ресурсов страны, и стала важнейшим центром торговли недвижимостью. Архитектурное преобразование города, начатое 10 лет назад, продолжается. "Дома сталинской эпохи, построенные в 30-50-е годы, всегда считались престижными. Они были хорошо спроектированы, с широкими стенами, высокими потолками, орнаментом, большими кухнями, каменными балконами", - поясняет москвичка, довольная тем, что ее детство прошло в "высотке". Этим термином обозначают семь гигантских башен сталинской постройки, самыми знаменитыми из которых являются университет имени Ломоносова и министерство иностранных дел. "Все, что строилось позже, в 60-70-е годы, некрасиво и пришло в негодность, - продолжает жительница города. - Ни сборные четырехэтажные здания времен Хрущева, ни девятиэтажки "спальных районов", которых понастроили при Брежневе, не могут быть взяты за образец. Что касается современных зданий 90-х годов, с их бетоном и стеклянными фасадами, в них разместились крупные компании, но они не соответствуют русскому стилю".

В своем стремлении вернуться к архитектуре 1950-х годов, мэрия Москвы приступила в 2001 году к выполнению программы строительства "нового кольца" высотных башен, которые вырастут на периферии города. "Предусмотрено построить 60 новых небоскребов, в разной степени напоминающих башни сталинских времен. Первые четыре из них будут закончены до конца 2002 года, и процесс ускоряется", - говорит Владимир Демура, директор компании "Конти", занимающейся воплощением проекта мэрии. Идея состоит в том, чтобы создать "доминанты" - башни, которые будут видны издалека, и зададут ритм городского пейзажа, по традиционной для Москвы схеме концентрических кругов, где центр будет занимать, конечно же, Кремль. Речь идет о том, чтобы продолжить начатое в начале Второй Мировой войны - монументальный проект Дворца Советов, строительство которого входило в исторический план 1935 года, который был заброшен.

Новые здания "должны, в конечном счете, образовать единый ансамбль, напоминающий кольцо небоскребов, построенных в 50-е годы", - говорится в одном из коммюнике мэрии. "Я предпочитаю говорить "московский стиль", а не "сталинский", - уточняет Демура, - чтобы воздать честь художникам и архитекторам 1950-х годов, которым пришлось работать при Сталине". Однако он отмечает присутствие ностальгии: "Этот стиль хочет выразить стабильность, постоянство, некий порядок, - то, на что россияне надеются сегодня".

Противники проекта говорят о его "монументальности, грандиозности" и дороговизне, в то время как социальные проблемы оставлены в стороне. "Никто не может обещать, что строительство будет завершено, - критикует оставшийся анонимным член Совета экспертов при главном архитекторе города. - Мэрия слишком торопит события, она хотела трансформировать город таким образом еще десять лет назад, что сегодня оказалась заложницей строительного сектора. Интересы многих людей столкнулись в спекуляции недвижимостью. Им будут нужны все новые и новые проекты".

Но по мнению Владимира Демуры, речь идет о том, чтобы выйти из жилищного кризиса: "В США на одного жителя приходится 60 кв. м. площади. В Москве, по статистике, - 22 метра в квадрате. Когда страна развивается, как это происходит с Россией, следует увеличивать жилплощадь. И поскольку в городе есть недостаток свободных площадей, Москва должна расти вверх!". По обыкновению, споры были разрешены вездесущим Юрием Лужковым, который находится на посту мэра с 1992 года. В своей строительной каске и в сопровождении телохранителей "каждую субботу он совершает обход строек", - рассказывает один из знатоков, "он любит все монументальное, дает приказы, исправляет планы, здесь предлагает добавить ротонду, здесь - башенку". В декабре 2001, Юрий Лужков дал зеленый свет на строительство гигантского комплекса "Триумф Палас".

В Москве сталинский стиль проскальзывает и в деталях, на фасадах, в интерьерах. Это декоративность - завитки, имитация мрамора, колонны - "кич, который больше похож на стиль Диснейленда, чем на имперский сталинский стиль", - говорят критики. Но это продается. Теперь больше не строят "элитных" домов, без ряда атрибутов (пирамидальная форма, шпиль, полукруглые балконы) эпохи СССР, вышедшего победителем из войны, когда всеми средствами старались удовлетворить гигантоманию "вождя". Что думает об этом Владимир Путин? "Он пытается прибрать к рукам капитал, урезать полномочия Лужкова, который начал использовать многие исторические монументы в торговых целях, - говорит близкий к мэрии источник. - По крайней мере, Путин скорее делает акцент на развитие своего родного города, Санкт-Петербурга".

Есть ли в пристрастии к "Сталину в архитектуре" капля политической ностальгии? "Это лишь предположение", - считает Демура, "в реальности, здесь скорее проявляется вкус к качеству, которое россияне открывают после десятилетий, проведенных в тесных и плохо меблированных квартирах. Этот стиль, своей пышностью и своими масштабами, находит, в глазах людей, соответствие с представлением о "русском размахе". Он отвечает желанию обладать чем-то прекрасным. Так показывают маркетинговые исследования".

Но Москва по-прежнему представляет собой архитектурный хаос, гремучую смесь: строения царских времен, конструктивизм, сталинский стиль, дурные имитации под Лас Вегас, дряхлое, старое, новое, без всякой мысли. По мнению журнала "Эксперт": "Новый сталинский стиль хочет выразить веселость, а не подчинение. Дома как будто бы говорят: смотрите, мы сделаны лучше (чем в 50-е годы). В этом есть ирония".