25 марта 2002 года. Ежегодная встреча Комиссии Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека в Женеве рискует вылиться в демонстрацию слабости поддержки борьбы за права человека крупнейшими демократическими государствами Европы. Когда на прошлой неделе открылась шестинедельная сессия комиссии, никто из 53 ее членов не был готов поднять вопрос о Китае, хотя в последний год политические и религиозные репрессии в Китае только лишь усилились. Не ясно также, будет ли принята какая-то новая резолюция по войне России в Чечне, хотя российский президент Владимир Путин вопиюще нарушает положения резолюций, принятых этой комиссией в последние 2 года. Фидель Кастро (Fidel Castro), возможно, также будет обойден вниманием: пока что, несмотря на подсказки Соединенных Штатов, ни одна страна не желает поднимать вопрос о Кубе.
Некоторые, возможно, припишут эту печальную перспективу ослаблению внимания к нарушениям прав личности последствиям нападений 11 сентября. Но есть и более простое объяснение: в этом году, впервые за 55-летнюю историю существования Комиссии ООН по правам человека, из ее состава исключены Соединенные Штаты Америки. Даже такие страны, как Сирия и Судан - наряду с постоянно подвергающимися критике Кубой и Китаем - в прошлом году были выбраны в состав комиссии, а против участия в ней США проголосовали после того, как европейские союзники Америки отказались гарантировать ей место.
В то время в Европе велось множество самодовольных разговоров о том, что надобно преподать урок высокомерной и унилатералистской администрации Буша-младшего (George W. Bush). Сейчас, однако, европейские правительства, оставшиеся в одиночестве в Женеве, рискуют преподать миру другой урок - собственной неспособности выступить против пыток, массовых убийств и внесудебных казней, которые практикуются в таких местах, как Чечня или Тибет.
Хотя Комиссия ООН по правам человека не имеет реальных полномочий, Пекин в последние годы прилагает большие усилия с тем, чтобы избежать принятия резолюций, угрожающих будущим спонсорам экономическими и политическими санкциями. Администрация Буша-младшего, как и администрация Клинтона (Bill Clinton), что ни говори, настаивали на таких резолюциях; а когда в этом году представитель США ушел из комиссии, Европейский Союз посоветовал своим членам действовать, если они того пожелают. Но пока никто ничего не сделал - ни Великобритания, Германия, Италия или Испания и ни Франция, Швеция или Австрия (три страны, которые, сговорившись в прошлом году, изгнали из комиссии США). Если эта пассивность сохранится, коммунистическому режиму в Китае будет послано четкое сообщение: Европа не готова выступать против подавления политических свобод, против пыток и убийств членов религиозной секты "Falun Gong" и других религиозных организаций, против китайской кампании борьбы с независимыми интеллектуалами или против репрессий в Тибете и в населенной преимущественно мусульманами провинции Синьзцян.
Г-н Путин тоже чувствует эту слабость. Хотя он отказывается соглашаться на посещение Чечни наблюдателями ООН, к чему его призывает прошлогодняя резолюция, он рассчитывает, что в этом году комиссия не станет принимать новую резолюцию, ограничившись более слабым заявлением своего председателя, текст которого будет заблаговременно согласован с Москвой.
Европейские правительства пошли бы таким путем в прошлом году, если бы им не помешали Соединенные Штаты. Теперь никто не стоит на их пути; результаты работы комиссии в этом году станут отражением того, насколько серьезно европейцы готовы настаивать на соблюдении прав человека правительствами, которые способны сопротивляться комиссии. Соединенным Штатам были даны гарантии, что в следующем году их представитель снова займет свое место в комиссии, что хорошо. А теперь у европейцев есть шесть недель на то, чтобы показать, какие ценности они исповедуют.