Известили о недельном отпуске президента России. В эти дни Владимир Путин отмечает в далеком Иркутске на озере Байкал в кругу семьи половину своего президентского срока. Если следовать результатам опросов общественного мнения, то делать он это может в полном спокойствии. И спустя два года после своего избрания 26 марта 2000 года, 49-летний президент по-прежнему находится на неведомой доселе волне популярности среди граждан России. 50 процентов россиян, согласно данным Фонда "Общественное мнение", не нашли за два прошедших года ни одной единственной причины для разочарования. Как выяснил Институт исследования общественного мнения у опрошенных, глава Кремля должен был отказаться лишь от двух вещей: от отпуска в Сочи во время катастрофы атомной подводной лодки "Курск" и от отправки российской олимпийской команды в Солт-Лейк-Сити, где она была брошена "на съедение" американцам.
В то же время соотечественники Путина не видят ничего плохого в демонтаже демократии, что называют еще "укреплением вертикали власти". Федеральные структуры лишены власти, процветает централизм. После того, как парламент был де-факто насильственно приобщен к господствующей идеологии, оппозиция теперь стала существовать лишь в форме неких осколков. Большинство не нашло также ничего плохого в том, что заткнули рот независимым средствам массовой информации, таким, как НТВ и ТВ-6, что возвратили советский гимн. Пусть и незначительное большинство, но граждане до сих пор одобряют кровавую, ведущую к большим потерям войну в Чечне.
Позитивно воспринимается провозглашенный президентом лозунг о "диктатуре закона", которая должна сделать безопасными будни и привнести порядок в непрозрачную и подверженную до сегодняшнего дня криминалу экономическую жизнь. Между тем, успехи заставляют себя ждать. Экономическая преступность прогрессирует, несмотря на отдельные показательные процессы против мошенников, а коррумпированные государственные чиновники стали сильнее, чем раньше. Последовательных решительных действий не может позволить себе и глава Кремля. Ему необходим новый российский предприниматель для финансирования предстоящей президентской избирательной кампании, которая пройдет в 2004 году, и для поддержки своего прозападного курса. Путин следует ему с величайшей последовательностью, что благосклонно воспринимается со стороны его западных партнеров. Его хвалят на словах за начало реформ, которые он поставил на путь осуществления за два года своей власти. Хвалят относительный экономический подъем, начавшийся после краха финансовой системы в 1998 году, политическую стабильность в стране. Дефицит демократии можно и не замечать. А, может стране, пророчат дипломаты, пойдет на пользу и немножечко политики а-ля Пиночет (Pinochet)? С инвестициями зарубежье пока, разумеется, выжидает.
Однако Путин непоколебимо стремится, особенно после событий 11 сентября, представлять себя Западу как партнера. Он и небольшой круг его внешнеполитических советников понимают, что сопротивление России невозможно. России нужен доступ к современным технологиям, которые не получишь ни в Иране, ни в Индии и не в Китае.
Ради этой цели - интеграции с Западом - Путин, между тем, пожертвовал некоторыми из тех принципов, которые считались прежде "священной коровой" московской внешней политики. Выход США из Договора по противоракетной обороне был воспринят с большим пониманием. Расширение НАТО? Больше - не проблема. Военные базы США в Средней Азии, американские военнослужащие в Грузии? Для Путина - это не повод для озабоченности. При этом на него веет ледяным дыханием сопротивления.
Политологи уже предостерегают. Пропасть между внешней политикой Кремля и представлениями российской элиты становится все шире. В отдельных случаях начинает проявляться недовольство. Так, недавно отставные генералы и адмиралы обвинили главу Кремля в "обмане народа и предательстве его интересов". Его льстивый внешнеполитический курс в отношении американцев направлен, по их мнению "против интересов России". Ворчат также и производители вооружений, которые не могут реализовывать свою продукцию на Западе. В тот момент, когда имя Путина находится на пике конъюнктуры, это пока еще не опасно. Тем более, что люди, стоящие во главе кабинета и армии, думают аналогично, гнутся перед властью и молчат. До тех пор, пока население, которое в большинстве своем настроено скептически и в отношении экономических реформ, и по поводу прозападного курса, поддерживает выразителя своих интересов в Кремле, Путин сидит в седле крепко.
Это может измениться, если среднестатистическому Ивану придется долго ждать плодов реформ. До сих пор чего-то удалось добиться в Москве, в провинции продолжают по-прежнему бедствовать. Ресурс эффекта обесценения рубля, которое случилось в 1998 году и положительно повлияло на положение дел в российской промышленности, уже израсходован. В десятках регионов снова появляются призраки невыплаченной заработной платы и денежного содержания, все меньше возможностей оплачивать медленно продвигающиеся реформы. Какими будут цены на нефть и газ, неизвестно.
В Кремле лихорадочно ищут выход из положения, ежегодное послание президента парламенту постоянно перерабатывается и будет представлено только в апреле. Российское руководство чувствует опасность надвигающейся социальной неудовлетворенности, которой могут хладнокровно воспользоваться антизападники. Ни членство в ВТО, ни участие в "НАТО 20-ти", что среди российского населения и без того воспринимается как виртуальная попытка интеграции, не смогут стать компенсацией для срочно необходимого улучшения условий его жизни.