25 марта 2002 года. Борис Березовский, величайший из олигархов, которые кружили вокруг президентского кабинета Бориса Ельцина в течение большей части первого десятилетия существования новой России, пытается заставить россиян поверить в то, что их второй президент, Владимир Путин, уничтожил много народа, чтобы попасть в Кремль.
В 1999 году от взрывов бомб, заложенных в жилые дома в Москве и в других городах, погибли 300 человек. Во взрывах обвинили чеченских террористов, однако эта версия всегда была сомнительной. Взрывы жилых домов всегда казались подозрительными. "Террористы" так никогда и не были найдены, и к тому же, что кажется еще более подозрительным, местные милиционеры застали группу сотрудников секретной службы за закладкой аналогичного взрывного устройства под один из жилых домов в Рязани. Это было выдано за учение, но заставило многих дважды подумать об организаторах предыдущих убийств.
Г-н Березовский теперь пытается использовать эти сомнения в своих целях. Он утверждает, что взрывчатка была такого типа, какой используется секретной службой (Федеральной службой безопасности, сокращенно ФСБ), что г-ну Путину известно, кто это сделал, но он ничего против них не предпринимает. Он не утверждает, что г-н Путин отдал приказ. Но он указывает, что вызванная этими убийствами истерия подняла волну, которая помогла развязать вторую чеченскую войну и обеспечить избрание г-на Путина на пост президента России. Он явно надеется, что российские граждане сделают собственные выводы.
Но граждане этого не сделают, по крайней мере, сейчас. Россиянам нетрудно поверить в то, что их правители способны взбираться к вершине власти по трупам. Они это делали с незапамятных времен, в том числе и в прошлом веке. Однако представляется, что граждане не верят, что это мог сделать щуплый бывший сотрудник Комитета государственной безопасности (КГБ), которому уже далеко за 40 и который является их президентом. Для этого он им слишком нравится - или, по крайней мере, они хотят, чтобы он преуспел.
Он ужасно популярен в течение всех 2 лет своего президентства. Представляется, что ничто из того, что он делает - или не делает - не может отрицательно сказаться на его популярности. Он, кроме того, счастливчик. Период его президентства совпадает не только с чеченской войной (жестокость которой почти не вызывает нареканий в России), но также с ростом цен на главный предмет российского экспорта, нефть, и с выздоровлением российской экономики, которая растет достаточно хорошо.
Россияне могут ожидать, что их уровень жизни повысится, а не понизится - что примечательно, впервые с середины 1980-х годов. Они ненавидят чеченцев и счастливы знать, что тем приходится туго. Сразу же после событий 11 сентября г-н Путин сделал одну примечательную вещь: отреагировал так, как российский аналог Тони Блэра (Tony Blair). Он незамедлительно выразил сильное сочувствие Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) и всему американскому народу. И он полностью и без всяких условий поддержал коалицию, которая стала стержнем войны против терроризма.
Поступая таким образом, ему приходится проглатывать много такого, что ему не по душе. Соединенные Штаты продолжают разрабатывать систему противоракетной обороны (ПРО). Они заявляют, что бывшие прибалтийские советские республики следует принять в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Они осуществляют внушительное военное присутствие в Средней Азии. Кроме того, они угрожают вторгнуться в Ирак, являющийся давним союзником СССР/России. Все это вызывает серьезную озабоченность в кругах российской военной и политической элиты, а также в российских средствах массовой информации (СМИ). Г-н Путин разрешает народу высказываться. А затем он обычно говорит, что в сущности это ничего не значит. А пузырь негодования тем временем уже лопнул.
Однако представляется, что последний шаг Соединенных Штатов, осуществляющих свое проникновения в регион - это уж слишком. Грузия, эта небольшая воюющая республика, расположенная между Россией и Черным морем, только что приняла на своей территории группу из состава войск специального назначения армии США, прибывших помочь подготовить грузинскую армию к тому, чтобы выгнать террористов, а возможно, даже членов террористической организации "Аль-Каида", из района Панкисского ущелья на границе с Чечней.
Это совсем не то, что создавать временные базы на территории среднеазиатских государств Узбекистан и Таджикистан для помощи в войне в Афганистане. Это означает, что Грузия, которая в течение двух веков находилась под господством России, а потом была ее соседом в составе Советского Союза, сделала выбор в пользу Соединенных Штатов, находящихся в другом полушарии, попросив их оказать ей военную помощь. Это означает, что грузинские солдаты будут участвовать в боевых действиях совместно с американскими. До этого было налажено широкомасштабное взаимодействие между сотрудниками секретных служб Грузии и их американскими коллегами. Это большая политика для маленькой страны и ее президента, бывшего советского министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе.
Русский политический истэблишмент взорвался. Глава российских коммунистов, крупнейшей в стране политической партии, Геннадий Зюганов написал в своей партийной газете, что "имеет место экспансия американцев во всем мире, и то, что происходит сегодня в Грузии, является всего лишь очередным звеном в цепи глобальной агрессии". А начальник российской Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, выражая мнение высших эшелонов военного командования, ворчал, что "это только начало. Соединенные Штаты создают свое постоянное военное присутствие в поясе вокруг России".
Но президент Путин до прошлой недели выдерживал огонь критики. А затем он выступил, сказав всего несколько слов. Американское присутствие в Грузии? "Это не трагедия", - сказал он. И на том, кажется, эта история закончилась. Лилия Швецова, одна из лучших в стране политических аналитиков, отметила, что "то, что произошло в сентябре прошлого года, означает, что Россия сознательно и добровольно взяла себе роль младшего партнера другой великой державы┘ Путин положил конец целой эпохе в истории развития российской империи".
Г-жа Швецова права в отношении эпохальной природы поворота г-на Путина в сторону Запада. Больше, чем любая другая серия поступков, его обещание поддержки и - что гораздо важнее - исполнение его обещаний прочно привязало его к западному окружению. В самом деле, на это со всей очевидностью указывают вопросы, по поводу которых он поднимает шум.
Он энергично протестовал против судейства на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, считая, что судьи предвзято отнеслись к России. И он схлестнулся с г-ном Бушем-младшим из-за его решения ввести высокие пошлины на импорт стали - ибо почти четверть всей производимой в России стали идет в Соединенные Штаты. То есть, он поднимает голос протеста в таких случаях, когда развитые и дружественные страны тоже жалуются друг на друга. Он не шумит по поводу таких вещей, которые Россия прежде рассматривала как центральные: проблем безопасности, окружения и наступления НАТО.
Это в самом деле эпохально, но г-жа Швецова ошибается, когда говорит, что все уже сделано. Этот переход не закончится, пока логика этого утверждения - что Россия становится более похожей на государства, с которыми она сегодня так прочно объединилась - не станет реалией.
Этот переход не закончится, пока российские военные не позволят создать профессиональную армию на руинах многочисленной массы срочнослужащих, которая является военным наследием Советского Союза; пока военачальники вроде генерала Гареева из Академии военных наук не изменят преподносимые обучающимся у них офицерам стратегические планы, в которых НАТО все еще фигурирует как противник; пока война в Чечне не будет остановлена и не будут предприняты - возможно, с помощью извне - попытки мирного урегулирования.
История развитого мира является историей подражания - и чем более открытого, тем более успешного. В середине 19-го века Европа подражала Великобритании, первому индустриальному государству. Позднее Соединенные Штаты и Канада импортировали технологии и людей из Западной Европы. Япония и многие другие страны подражали Соединенным Штатам. К 1970-м годам, когда Великобритания сильно отставала на фоне других развитых стран, она стала подражать Японии, поощряя внутренние инвестиции, чтобы японские промышленные технологии и методы производства могли помочь обновлению английской экономики.
Теперь России нужно подражать. Ей нужно импортировать буквально все - от практики менеджмента до прав человека. Кое-что потребует более длительного времени, чтобы утвердиться, но у России либо нет собственных традиций, либо эти традиции очень слабы, и потому ей нужно использовать пример других. Многие в российском истэблишменте ошибочно принимают это подражание за слабость или за зависимость. Но способность подражать другим это признак силы, а успех в этом деле - способ наращивания силы, что могут засвидетельствовать страны, которые достигли успехов, следуя по пути других.
В данный момент г-н Путин кажется достаточно сильным, чтобы признавать слабость России. Нам неизвестно, достаточно ли он силен, чтобы перейти на следующий уровень - усвоения того, что делает сильными других. Но, если нет, тогда нам грозят неприятности. Слабая Россия - это очень плохо для всего мира.