Москва - Неуловимые, наносящие быстрые удары чеченские партизаны являются наиболее жестоким и непоколебимым внутренним врагом России на протяжении практически двух веков, и в последней длящейся уже тридцать месяцев военной кампании по их покорению еженедельно погибают десятки российских военнослужащих. Согласно некоторым сообщениям, американским войскам в Афганистане может противостоять тот же смертельно опасный противник - сотни чеченских боевиков, присоединившихся к глобальному джихаду, ведущемуся движением "Аль-Каида".
"Их там много, и они действительно умеют сражаться", - сказал неназванный американский офицер агентству "Франс Пресс" после того, как военнослужащие США столкнулись с чеченскими партизанами в ходе проводившейся в этом месяце операции "Анаконда", имевшей целью заблокировать остатки сил "Аль-Каиды" в восточных горах Афганистана. Командующий силами США генерал Томми Фрэнкс (Tommy Franks) во время проходившей на прошлой неделе в Москве пресс-конференции высказался более сдержанно. "Среди наших пленных есть представители примерно тридцати пяти национальностей, и, говоря конкретнее, среди них есть и чеченцы", - сказал генерал.
Российские ветераны говорят, что они не удивлены информацией о том, что американцы столкнулись в Афганистане с фанатичными чеченскими боевиками и признались, что с ними трудно сражаться. "Чеченцы являются фанатичными солдатами, - говорит Виктор Путилов, председатель Союза ветеранов подразделения "Витязь", ассоциации бывших военнослужащих войск специального назначения. - Первое, что дают в руки чеченским младенцам мужского пола - это оружие, и они растут считая, что единственным предназначением мужчины является борьба. Их значительной силой в бою является то, что они не думают ни о своих жизнях, ни о чьих-либо других".
Однако большинство экспертов, изучающих небольшую, традиционно мусульманскую Чеченскую республику, заявляют, что они сомневаются в том, что легендарные чеченские воины присоединились к террористической сети Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) в таком количестве, чтобы составить "ее крупнейший отдельный компонент", как утверждается в некоторых сообщениях. Одной из причин этих сомнений является то, что, по их словам, большинство чеченцев нерелигиозны. "Ислам не пустил глубокие корни среди чеченцев, и сыграл небольшую роль в их прошлых восстаниях против России, - говорит Александр Искандерян, руководитель независимого московского Центра кавказских исследований. - Религия не является ключом к пониманию чеченцев, а вот их тяжелое прошлое является".
Многие эксперты согласны с тем, что история кровавого поражения, массовых репрессий и высылки, в сочетании с воинственной культурой, когда мальчики становятся полноценными воинами в возрасте 12 лет, могла привести к тому, что большое количество молодых чеченцев присоединилось к "Аль-Каиде", в стремлении отомстить не только России, но и всему немусульманскому миру. "Чеченцы не могут забыть или простить массовые страдания, которые им пришлось пережить и которые продолжаются до сих пор, - говорит Светлана Омарова, эксперт Конфедерации репрессированных народов бывшего Советского Союза, организации, борющейся за соблюдение прав человека. - Это, конечно, не является основанием для их прощения, однако следует понимать, насколько глубоко обижена эта нация. Эти люди привыкли сражаться за потерянные ценности".
Генерал Михаил Ермолов, руководивший российскими войсками во время безжалостной тридцатилетней войны по покорению Чечни в 19 веке, называл их "прирожденными мятежниками". Михаил Лермонтов, участвовавший в этой войне, лучше относился к чеченцам, написав про них в 1832 году: "Их бог - свобода; их закон - война".
Ермолов завоевал Чечню, сжигая ее леса для того, чтобы лишить партизан укрытия, и убивая десятки чеченцев за каждого погибшего русского солдата. Более поздние чеченские восстания против царской и советской власти подавлялись с такой же жестокостью. В 1944 году советский диктатор Иосиф Сталин обвинил чеченцев в сотрудничестве с нацистами и депортировал всю нацию, полмиллиона человек, в Среднюю Азию и Сибирь. Около 150 тысяч из них умерло во время вынужденного зимнего переселения.
"Депортация и последующая жизнь в ссылке сплотила чеченцев в горе, печали и ярости, - говорит Владимир Дмитриев, ведущий эксперт по Северному Кавказу санкт-петербургского Российского института этнологии. - Сегодня мы пожинаем плоды, так как чеченцы являются единственным национальным меньшинством в России, которое не считает себя частью Российской Федерации".
Надеясь возобновить контакты между Кремлем и чеченскими сепаратистами, Парламентская Ассамблея Совета Европы и Государственная Дума, нижняя палата российского парламента, организовали форум под названием "Чеченский консультативный совет", который впервые собрался на прошлой неделе в Москве. Это заседание не было поддержано президентом Владимиром Путиным. Ни поддерживаемая Кремлем чеченская администрация, ни мятежный чеченский президент Аслан Масхадов также не прислали своих представителей на эту встречу.
После распада Советского Союза Россия дважды воевала с чеченцами. В 1994 году президент Борис Ельцин направил в республику войска для подавления националистического стремления к независимости. В двадцатимесячной войне, в которой погибло около 80000 человек, преимущественно гражданских лиц, нерегулярные чеченские формирования нанесли поражение русским. В 1999 году, после ряда террористических взрывов в российских городах - ответственность за которые была возложена на чеченских мятежников, но которая никогда не была доказана - Кремль вновь ввел войска на территорию Чечни.
Российские официальные лица говорят, что после первой войны Чечня вверглась в пучину беззакония и стала площадкой для ведения глобального панисламского джихада, символизируемого бен Ладеном. Федеральная служба безопасности, являющаяся преемницей КГБ, предоставила доказательства того, что средства, собранные террористическими "благотворительными" организациями исламского мира, направлялись в Чечню для финансирования военных действий мятежников. ФСБ также утверждает, что до полутора тысяч мусульман-иностранцев, прошедших обучение в террористических учебных лагерях движения "Аль-Каида" в Афганистане, сражаются против российских вооруженных сил в Чечне, а "сотни" чеченских военных специалистов перебрались в последние годы в Афганистан для того, чтобы работать на талибов и "Аль-Каиду". Эти утверждения, судя по всему, совпадают с сообщениями американских военных о напряженных схватках с чеченскими боевиками в афганских горах.
Однако эксперты заявляют, что эти данные должны быть тщательно изучены. "Иногда мне интересно, не преувеличивают ли американцы присутствие чеченцев в Афганистане только для того, чтобы сделать приятное Москве, - говорит Павел Фельгенгауэр, независимый военный эксперт. - Конечно, там есть какое-то их количество; какое-то количество чеченских добровольцев и наемников участвуют в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Средней Азии".
"Однако, судя по всему, большинство чеченских мужчин находятся в Чечне или соседних регионах, и они продолжают вести борьбу с единственным противником, который всегда имел для них значение - с Россией".