Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ХРИСТИАНСТВО НАСТУПАЕТ НА КИТАЙ

Миллионы китайцев обращаются в христианство по католическому или протестантскому обряду

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По официальным источникам, в стране 15 миллионов протестантов и 10 миллионов католиков, зарегистрированных в народных церквях, и, следовательно, признанных государством. Но, по оценкам Ватикана, есть еще 8 миллионов католиков, верных понтифику, которые, по ряду обстоятельств, исповедуют католицизм тайно

В последние годы Китай переживает наступление христианства. В деревнях наиболее населенной провинции Хенан, лишь Отец наш небесный считается спасителем. В настоящий момент власти закрывают глаза на легальность общин. Репортаж

Ничто не указывает на присутствие церкви в Шенгуне, расположенной в конце анфилады домов, нет даже креста. Но есть толпа верующих, которая каждое воскресное утро спешит на службу. В этой деревне в провинции Хенан, в самом центре Китая, треть от 4000 жителей - христиане. Внутри здание церкви напоминает ангар, и лишь крест, вышитый золотом на красной драпировке, говорит о том, что мы в Доме Божьем. На эстраде, за микрофоном, балансирующем на картонной коробке, маленький человечек в костюме Мао потрясает Библией: "Бог есть любовь, Бог есть терпимость, в Боге - гармония, Он пришел нас спасти!". 300 человек падают ниц с малюсеньких табуреток, упирая взгляды в утрамбованную землю, и сжимая в руках библии. В большинстве своем это - женщины, уже в годах, но есть и небольшая группа мужчин. После песнопения в буддийском ключе, пастор приглашает верующих свидетельствовать о существовании Всевышнего. Многие старушки привстают: "Мои молитвы были услышаны, мой муж поправился, это Божье деяние", - рассказывает одна из них. "Мои мигрени пропали", - утверждает другая. В китайских деревнях Бог прежде всего занят исцелением и чудесами. Человека в костюме Мао зовут Гуо Ченгуо (Guo Xinguo). Это крестьянин из соседней деревни. Он проповедует раз в месяц в каждом из пяти других приходов по очереди. "Лишь те кто получил образованиt пастора, могут служить культу, - объясняет он. - Я надеюсь, что однажды весь Китай обратится в христианство". До этого в официально атеистической стране еще далеко. Но за последние годы христианство переживает бурное развитие.

По официальным источникам, в стране 15 миллионов протестантов и 10 миллионов католиков, зарегистрированных в народных церквях, и, следовательно, признанных государством. Но, по оценкам Ватикана, есть еще 8 миллионов католиков, верных понтифику, которые, по ряду обстоятельств, исповедуют католицизм тайно. Что касается протестантов - то, по крайней мере, 20 миллионов из них веруют "нелегально". Эта цифра увеличивается на два миллиона в год.

В деревнях провинции Хенан протестанты наиболее плодовиты. В некоторых деревнях по соседству с Шенгуном насчитывается до 80% верующих. Чай Юлянг (Chai Yuliang), кюре в Кайфенге, городке, где находится самая старая католическая община, подтверждает: "Это происходит очень быстро. Говорят, что сегодня около полумиллиона протестантов в провинции". Но статистике верить нельзя. Чай Юлянг так объясняет причины этого успеха: "Никакая церковь их не контролирует, у них гораздо больше миссионеров, все местные. Кто угодно может преподавать катехизис". В соседней провинции Шаанси, уверяет кюре, напротив, преобладает католицизм. Китай эпохи реформ - с уходом коммунизма превратился в духовную пустыню. Но почему люди обращаются ко Христу, в стране, столь богатой религиозными традициями? Ванг Чулян (Wang Xiulian), кажется, готова дать ответ. Эта 59 -летняя крестьянка была мучима демонами. Но это в прошлом: "Во мне слишком много энергии Инь. Благодаря Богу, я обрела равновесие, он вдохнул в меня энергию Янь. Бог есть Янь". Говоря о Святом Духе, она пользуется категориями китайской философии: Инь и Янь, женская и мужская энергия, - источник всех форм жизни. Она объясняет, что, в противоположность Будде, Господь совершеннее людей, он единственный Бог. Ванг Чулян - церковный сторож в Жонгму. Именно она стоит у истоков общины в этой деревушке, с 1800 жителей. Когда в начале 80-х годов с религии был снят запрет, она была единственной верующей: "Вначале обратилась лишь одна семья, потом - десяток, потом сто человек", - рассказывает она. "В 1992 году построили церковь. Каждый дал, что мог, два -три юаня. Сегодня, вместе с жителями соседних деревень нас 500 человек верующих". Вера возникла не на пустом месте. Мать Ванг Чулян во время Культурной революции тайно исповедовала христианство, которое восходит в этом районе к XIX веку. До прихода к власти коммунистов в 1949 году, здесь было много американских миссионеров. Верующая из другой деревни, Вейяна, в районе Lushan, добавляет: "Господь лечит болезни. Он лечит душу, смывает грех, спасает человека". В этом же деревне есть буддийский храм и таоистский монастырь. Они пустуют: "Там нужно покупать благовония, давать бумажные деньги для мертвых и приносить дары. Христианская церковь не требует ничего". Но Господь пришел с Запада и принес за собой цивилизацию и материальные блага. В глазах китайских крестьян это достаточное доказательство превосходства христианства над их старыми верованиями.

Крестьяне единодушны: власть не интересуется их верой. "У нас есть религиозная свобода", - поздравляет себя Гуо Ченгуо. Некоторые члены коммунистической партии также - христиане". Во всех церквях есть необходимые разрешения на служение культу, но нигде нет сертификатов. Полицейский из города Пиндиншана уточняет, что религия находится под контролем бригад по защите внутренней безопасности: они присутствуют при большом стечении народа. Но с христианами этого никогда не происходит. Единственная проблема - образование проповедников - у многих из них нет разрешения - но здесь власть предпочитает закрывать глаза. "В противоположность манифестациям безработных, - объясняет полицейский, - христиане не представляют опасности для общества. Единственным ограничением являются контакты с иностранцами. Они запрещены". На таможне подтверждают, что партии библий и евангелических материалов, поступающих из Тайваня регулярно конфискуются в аэропорту Женжоу, главного города провинции.

В этом городе пять протестантских храмов. Главный из них переживает реставрацию. Он расширяется, чтобы вместить верующих, которые вынуждены стоят на мостовой во время проповеди. На матрасах рабочих можно найти маленькие брошюрки "Церкви учеников". Женщина, из новообращенных, представившаяся сторожем, объясняет: "Иностранцы могут приходить на проповеди, сказать нам пару слов. Но они не имеют права проповедовать и давать денег. Таков закон". В Вейяне, одного из последних безбожников зовут господин Жанг (Mr. Zhang) (патроним, который он делит с остальными жителями деревни). Это шахтер на пенсии, пролетарий. "Коммунистическая партия не признает Бога", - напоминает он для начала. Однако в адрес верующих он не говорит ничего плохого: "Президент Цзянь Цземинь (Jiang Zemin) сказал, что верующие - ко благу общества, за исключением исповедующих порочный культ фалунгун". Жительница деревни добавляет: "Христианство - на благо государству". Станет ли религия новым ферментом, в котором власть нуждается? Это возможно. По крайней мере, китайские власти поняли, что примирить религиозные силы - в их интересах. В декабре прошлого года Цзянь Цземинь впервые принял участие в ежегодной конференции духовных лидеров страны. Новая система регистрация должна позволить миллионам протестантов исповедовать свою веру открыто. Что касается премьер-министра Жу Ронжи (Zhu Rongji), то он заявил, что следует увеличить число "религиозных патриотов". Все же христианство остается под наблюдением: около 53 католических священников находятся в тюрьме или под домашним арестом, а руководители одной из протестантских сект приговорены к смерти. Месяц назад, один предприниматель из Гонконга рисковал оказаться в тюрьме на долгие годы, за то, что ввез обходным путем несколько тысяч библий в Китай. В конце концов он был освобожден, благодаря прямому вмешательству Джорджа Буша (George Bush). Но никогда за последние пятьдесят лет верующие в Китае не были столь свободными. Открытость в отношении 5 великих религий - буддизма, таоизма, протестантизма, католицизма и ислама, сопровождается нетерпимостью в отношении сект и религиозных круп. Сектантство является главной угрозой протестантизму. Недостаток пасторов - один на 50 000 верующих - приводит к тому, что имя Бога присваивают себе различные секты. Например, в провинции Хенан запрещена секта "Молния с Востока", которая почитает женщину, как второго Иисуса, и обвиняется в похищениях и насильственных обращениях. Кроме того, секта "крикунов", которые сокращали молитву до трех слов "О, Господи Иисусе". Еще одна запрещенная церковь - "Школа слез", представители которой бесконечно плачут в ожидании Судного Дня. По официальным документам, на которые ссылается американская организация по борьбе с религиозными преследованиями, в Китае запрещено уже около 12 евангелических сект. Три года назад не меньше 30 школ гимнастики цигун - в которых люди занимались дыхательными упражнениями и медитацией, и столько же духовных лидеров - наводнили провинцию Хенан. Все они, кроме четырех, были запрещены, вскоре после осуждения фалунгун, которая была лишь одной из разновидностей цигун. Возвращение этой гимнастики, смешивающей таоистскую и буддистскую традиции, в начале 90-х годов прошло с одобрения партии. Это было первой попыткой заполнить духовную пустоту с помощью китайской традиции. Успех цигун объясняется, в первую очередь исцелениями и чудесами, которые приписывались учителям, как это происходит сегодня с христианством.

Школа фалунгун даже запретила использование лекарств своим больным адептам, которым могла помочь лишь аскеза и вмешательство их гуру Ли Хонджи (Li Hongzhi). Сегодня в Хенане сравнивают распространение христианства с пришествием цигун десять лет назад. Но полицейский из Пиндиншана, настаивает на формальном различии: "Ничего общего. Учителя цигун говорили не поймешь что. Христиане - великолепны"