Валовый внутренний продукт России - около 308 миллиардов долларов - эквивалентен 3% валового продукта Соединенных Штатов.
Население России меньше населения Пакистана и с каждым годом
все больше уменьшается
Два года президентства Владимира Путина в Кремле дают в итоге двусмысленный баланс
Итог двухлетнего правления Владимира Путина можно назвать двусмысленным. Речь уже не идет о волновавшем всех два года назад вопросе "Who is mister Putin?". Сегодня мы уже знаем, что Путин, случайный наследник Бориса Ельцина, прекрасно подходит на роль гаранта бессменности правления, для чего и был предназначен. Никаких существенных изменений не произошло. Но, в то же самое время, благодаря тому, что он не такой неуклюжий, как его предшественник, более организованный и трудолюбивый, крепок здоровьем и появляется в своем кабинете каждый день, а в мире господствуют благоприятные цены на нефть, Путин смог добиться стабилизации России.
Вспомним, что за последние десять лет Россия пережила впечатляющее падение, потому что правившие ей чиновники предпочли грабить свою страну, а не заботиться о ней. И что в то же время Россия переживает сегодня (в это-то и заключается парадокс) момент наибольшей свободы за всю историю своего существования. Надо перенестись в самое начало ХХ-го века, в период последовавший сразу после революции 17-го года, чтобы увидеть Россию свободной. Тогда эта эпоха длилась лишь несколько месяцев, в то время как сейчас она продолжается 15 лет.
В таком контексте и получив ужасающее наследие Ельцина, Путин провел стабилизацию страны. Вице-премьер России Валентина Матвиенко сказала, что 2001 год был для страны "стабильным и успешным". Увеличились реальные доходы населения и пенсии, уровень безработицы и количество забастовок стали меньше, чем когда-либо прежде. Кроме того, налицо ежегодный прирост, составляющий 4% (в этом году планируется получить 3%), инфляция держится на уровне ежегодных 20%; было приведено в порядок налогообложение, губернаторы и магнаты уже больше не являются автономной политической властью; был наведен порядок на телевидении, произошло улучшение отношений с Украиной и престиж Путина продолжает оставаться высоким. И вопрос заключается не в том, правда ли все это (а это, действительно, все правда), а в том, достаточно ли всего этого. Согласно сведениям Комитета по Статистике (Госкомстата), российская экономика производит 1% мирового валового продукта. Меньше, чем экономика Тайваня. Подсчеты, сделанные другими либеральными экономистами, увеличивают этот показатель до 1,5% и даже 2%. Меньше, чем у Голландии. Российский внутренний валовый продукт (308 миллиардов долларов) составляет сегодня 3% от аналогичного показателя Соединенных Штатов. Россия тратит 0,003% от мировых затрат на науку и исследования. Население России меньше населения Пакистана, и с каждым годом количество жителей все уменьшается.
Все это говорит о том, что даже при условии сохранения ежегодного прироста на уровне 3%, отставание от Запада будет увеличиваться. Какую роль в мире должна играть страна с такими показателями? Роль маленького клиента Запада. Даже притом, что у нее есть ядерное оружие. В свете всего этого можно понять сегодняшний "прагматизм" Путина. Он приветствует американское присутствие в Средней Азии и на Кавказе, проглатывает выход Америки из соглашения по ПРО и объявление о том, что при действии нового соглашения по разоружению Вашингтон будет не уничтожать, а "складировать" я ядерные боеголовки, соглашается с будущей войной против Ирака┘ Просто-напросто, "Путин осознал ограниченность существующих возможностей", - констатировал один аналитик. Но, для того, чтобы управление, реально оценивающее слабость, стало началом восстановления, оно должно сопровождаться определенной стратегией. В этом отношении, похоже, что налицо обычный русский беспорядок: нет эффективной внешней политики и экономики, ни военной реформы (лишь потуги), ни борьбы против коррупции (здесь нет даже попыток), ни намека на перемены в преступной чеченской войне. И вывод следующий: ни относительная стабильность, ни прагматизм, ни престиж Путина недостаточны для того, чтобы выйти из опасной зоны. Россия продолжает оставаться дрейфующей страной. Путин изменил гораздо меньше, чем кажется это странствующее отсутствие румба.