Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Расширение Европейского союза может выйти для России боком

Москва опасается обособления

Расширение Европейского союза может выйти для России боком picture
Расширение Европейского союза может выйти для России боком picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский союз и Россия два неравнозначных экономических партнёра: доля валового внутреннего продукта (ВВП) России составляет четыре скромных процента от ВВП 15 стран-членов ЕС вместе взятых. Только 2,1 процента экспорта ЕС идёт в Россию, в то же время в десять восточных стран-кандидатов на вступление в ЕС - десять процентов.

Россия относится к расширению ЕС на восток скептически, но сейчас, однако, не столь отрицательно, как к расширению НАТО. Такой точки зрения придерживается заместитель директора венского Института международного экономического сравнительного анализа (WIIW) Петер Хавлик (Peter Havlik). Москва опасается, что расширение на восток ухудшит экономические отношения со странами бывшего Совета Экономической взаимопомощи.

Эти опасения, согласно Хавлику, безосновательны, поскольку таможенные пошлины ЕС ниже, чем в среднем в восточных странах-кандидатах на вступление в Союз. Однако обоснованными, по его мнению, являются страхи России по поводу практики визового режима, существующей в странах шенгенской зоны. От этого может пострадать приграничная и транзитная торговля, например, с Литвой. "Для приграничных районов это очень важный вопрос", - подчеркивает заместитель директора WIIW. В настоящее время не существует, например, визового режима между Россией и Польшей, как и между Чехией и Россией.

Больше всего от введения шенгенского визового режима пострадал бы российский анклав в ЕС - Калининградская область. Надо упростить и удешевить получение визы, предлагает Хавлик. Уже сегодня, говорит он, регион, составляющий по площади половину Бельгии, и где проживает миллион россиян, развит хуже, чем в среднем другие районы России. В области высокий уровень преступности, очень тяжелая экологическая ситуация, русские содержат там большую военную базу. Россия делает ставку на специальное соглашение с Брюсселем по вопросу Калининградской области, которое бы обеспечивало свободной пассажирский транзит (включая военнослужащих) и товаров.

Москва, кроме того, требует, чтобы ЕС оказал Калининградской области финансовую помощь. Брюссель уже делал финансовое вливание, но это, согласно Хавлику, мало что принесло. Однако после расширения на восток оказание поддержки станет актуальной проблемой.

ЕС и Россия два неравнозначных экономических партнера: доля валового внутреннего продукта (ВВП) России составляет четыре скромных процента от ВВП 15 стран-членов ЕС вместе взятых. Только 2,1 процента экспорта ЕС идет в Россию, в то же время в десять восточных стран-кандидатов на вступление в ЕС - десять процентов. В импорте ЕС российские товары составляют 3,8 процента, а стран-кандидатов - десять процентов. Россия в большинстве случаев поставляет только энергоносители и металлы. Однако она считает ЕС важнейшим торговым партнером, оборот в экономических отношениях с которым может достигать суммы в размере 26 млрд. долларов США (2001).

Это неравенство является, по словам Хавлика, причиной "тяжелого партнерства". Особую озабоченность ЕС вызывает зависимость от импорта энергоносителей и российские барьеры, мешающие доступу на рынки.