В воодушевляющем их присутствии Ричарда Армитиджа (Richard Armitage), помощника госсекретаря США, десять бывших коммунистических стран Европы собрались в понедельник в Бухаресте, выстроившись в очередь на вступление в НАТО.
А в ноябре в Праге мы будем присутствовать при радикальном расширении на восток Североатлантического альянса, причем гораздо дальше границ, осторожно намеченных летом прошлого года.
11 сентября опрокинуло шахматную доску. Сопротивление России потеряло былое значение. То есть на него просто перестали обращать внимание. Три балтийские страны, Эстония, Латвия и Литва "приглашены" вступить в НАТО (до тех пор это не предусматривалось), и таким образом, НАТО впервые обеими ногами вступит на территорию бывшего Советского Союза.
Но это не просто формальный поворот. Здесь речь идет о чем-то более существенном, чем простое завоевание территорий. И это становится понятным, если взглянуть на триумфальное вступление в НАТО Румынии и Болгарии.
В Болгарии уже есть американская военная база, сооруженная в большой спешке для пополнения запасов самолетов-заправщиков США для ведения боевых действий в Афганистане. Болгария будет премирована за это вместе с Румынией, воздушное пространство которой ежедневно пересекают около двадцати американских самолетов на пути в Афганистан и обратно.
Ни Болгария, ни Румыния никогда не позволяли создавать на своей территории иностранные базы, даже когда они входили в советский блок и были "спутниками" Москвы внутри варшавского договора. Достаточно вспомнить об этом, чтобы оценить истинное значение этого по-настоящему беспрецедентного переворота. Который предшествует, очевидно, превращению Черного моря в военную платформу для расширения "борьбы с международным терроризмом".
Посматривая и на Россию. Стратеги из Пентагона создают восточноевропейскую подстраховку - именно на Черном море - для того, достаточно реалистичного случая, если исламские союзники этого региона (Саудовская Аравия, Турция и так далее) окажутся ненадежными или бесполезными во время более широкого кризиса, спровоцированного нападением на Багдад, что удвоило бы, к тому же, остроту израильско-палестинского конфликта.
В этом ключе должно рассматриваться и беспрецедентное присутствие отрядов и консультантов США в Грузии, четвертой по счету бывшей советской республике, которая была буквально оторвана от российского влияния в течение всего одного года после Киргизии, Узбекистана и Туркменистана. Азербайджан был для России потерян еще в предыдущие годы. Если добавить к ним и три прибалтийские республики, то всего получится восемь.