Тьерри Маллере (1), директор Всемирного экономического форума по Европе и Центральной Азии в своей статье показывает, каков реальный прогресс, достигнутый Россией за два года, и каковы не менее реальные препятствия, которые ей еще предстоит преодолеть.
После кризиса августа 1998 года - который сопровождался девальвацией рубля и дефолтом в выплате внешнего долга, инвесторы поклялись, что Россия больше не получит от них ни копейки. В то время один американский банкир признавался даже, что он предпочел бы проглотить радиоактивные осадки Чернобыля, чем стал бы вкладывать деньги в российскую экономику! Последние экономические результаты показывают, что у рынка нет памяти либо, что скептики ошибались. Наперекор прогнозам экспертов, правительству, правда, благодаря повышению цен на нефть, которая приносит половину дохода от экспорта, удалось достичь впечатляющего экономического подъема. В 2001 году экономический рост составил 5,2 %, инфляцию удалось удержать ниже отметки 19%, а излишки бюджета были эквивалентны 3% валового национального продукта. Структурные изменения, камень преткновения российских реформ, также были начаты, вкупе с желанием улучшить плачевную ситуацию с инвестициями, которая сложилась в России. С прошлого года в парламенте были утверждены многочисленные законы, они касались сфер управления предприятием, налоговой системы и регулирования механизмов рынка. Новое трудовое законодательство и Земельный кодекс были утверждены президентом. Есть ли еще хорошие новости? Конечно, и есть надежда, что это только начало. Правительство объявило о грядущей реформе естественных монополий и банковской системы. Новый корпус законов, благоприятствующий активности инвесторов, должен быть принят в ближайшие месяцы. Будет ли этого достаточно, чтобы отыграть гандикап России от практически всех европейских стран? Конечно же нет. Ключевой проблемой является рост производительности, - лишь с его помощью Россия может ликвидировать отставание от наименее развитых европейских стран. Новые законы - отличная новость, но российская политическая система начинает диктовать правила игры и их законные рамки, требующиеся экономике, чтобы она могла стать продуктивной. В противоположность тому, что утверждают "монахи ордена" МВФ с 1992 года, приватизация не является конечной целью, но лишь необходимым условием, еще недостаточным для экономического роста. Приватизация еще не означает роста эффективности. Это происходит лишь в том случае, если приватизация осуществляется вместе с реформой экономических институтов, которые переходят к конкуренции, к технологическому обновлению, к уважению права. Когда она сводится к содержанию множества монополий и сопровождается вмешательством правительства, как это и произошло в случае России, приватизация ни к чему не приводит. В большинстве случаев приватизация лишь помогла завладеть предприятиями их директорам, которые все делают для того, чтобы законы не работали, если попросту не грабят активы. Чтобы произошли реальные изменения, могут понадобиться годы борьбы с "бюрократической машиной", которая вертит каждое колесико российской экономики и российского общества. Назначение "путинца" Миллера главой Газпрома - газовой монополии - или Игнатьева главой ЦБ не принесет мгновенных результатов, поскольку этим людям придется столкнуться с худшим в борьбе с бюрократией, которая потеряет все, если реформы осуществятся, и поэтому сделает все, чтобы им помешать. Проблемой является не "голова", которую можно поменять, но "тело", которое может отказаться слушаться "головы". У президента Путина есть весьма ясное представление о реформах, которые предстоит осуществить в России в ближайшие годы, если страна хочет вернуть себе достойное место в "хоре" наций. Но охотники за "рентой" этого не хотят: бюрократы видят в реформах опасность для своей вотчины - большинству из них придется переквалифицироваться; армия до сих пор не знает о конце холодной войны и отказывается даже от попыток осуществить реформы. Наконец, за редким исключением, "олигархи", захватившие государство, которые были предметов толков в эпоху Ельцина, по-прежнему сидят на своих местах. Им также известно, что они могут потерять все, если не воспрепятствуют появлению конкуренции. Короче говоря, идеи Путина хороши, но никто в точности не знает, как их воплотить в жизнь. Многие сражаются за сохранение статуса-кво, и даже хуже, за "упадок". В последнее время стали проявляться признаки новой опасности: небывалое совпадение интересов бюрократии и многих руководителей предприятий, иными словами, свадьба "кролика и карпа". Многие олигархи, стоящие во главе производства алюминия, черной металлургии, автомобилестроения и энергетики стали протекционистами по необходимости (конкуренция их убьет), и используют все средства, находящиеся в их распоряжении, в том числе и бюрократический аппарат, чтобы затормозить вступление России во Всемирную торговую организацию, к чему так стремятся президент Путин и реформаторы. Олигархи начинают использовать свои огромные кассовые ресурсы для финансирования инертной власти - власти ничего неделания - которой обладают бюрократы, это угрожает структурным реформам, связанным со вступлением в ВТО. Туман, окутавший Россию переходного периода в 1992 году, до сих пор еще не рассеялся. Не то что бы Сизифов труд, но работа, которая по плечу Геркулесу, ждет президента Путина в ближайшие годы.
(1) Тьерри Маллере является автором книги о Путине и олигархах, написанной в соавторстве с Франсуа Бенаройа, "Преступления без наказания", которая должна выйти 11 апреля в издательстве Maxima.