Русская революция уничтожила многие традиции, в том числе и традицию изготовления всемирно известных пасхальных яиц Фаберже. Но легенда живет: в Пфорцхайме семья Майеров - и только она - создает оригинальные произведения
Простите, госпожа несушка, - сначала было яйцо. В конце концов, русские с давних пор раздаривают на Пасху яйца как символ жизни. А не куриц. Один человек превратил эту традицию в маленький, драгоценный миф: Петер Карл Фаберже, родившийся в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье беженца-гугенота. Это был очень одаренный дизайнер по украшениям, как сказали бы сегодня.
В 1885 году царь Александр III назначил его поставщиком двора и тут же заказал особое пасхальное яйцо для своей супруги Марии Федоровны. У нее, видимо, была достаточно веселая пасха после того, как она распаковала коробку с подарком длиной в десять сантиметров: покрытое эмалью золото, внутри маленькая курица с рубиновыми глазами, с миниатюрным венцом из бриллиантов и рубинов. Царица была в таком восторге, что Фаберже с той поры к каждой Пасхе готовил совсем не шоколадное яйцо-сюрприз. Он изготовил их для Романовых 50 штук, еще шесть - для одного купца из Сибири. Революцию пережили 40 яиц. В 1916 году появилось последнее яйцо, и оно, что символично, было из стали!
Фаберже чувствовал в себе не ювелира, который просто обрабатывает "дорогие камни", а - художника. В 1905 году он сказал одному американскому журналисту: "Если Вы хотите купить дорогие камни, идите к Тиффани (Tiffany). Я ценю совершенство ручной работы". Именно за это его любили дворяне и русский двор: он создавал относительно дешевые подарки, поскольку, как никто другой, владел трудной техникой работы с эмалью и применял материалы, которые были необычными, но не такими дорогими. Не только сталь. Он брал в серебряную оправу даже обожженный кирпич. Или гальку.
Яйца были только частью того, что он сделал. Мастера изготовили по его идеям 150 000 украшений, большинство из которых являются выставочными образцами. Так, царица держала на своем письменном столе букет цветов, казавшихся живыми: майские ландыши на подушке будто настоящего мха из золота и жемчуга и легированного зеленью золота. Всемирно известным петербургский ювелир стал во время демонстрации своих работ на Всемирной выставке в Париже. Там он показал мраморную колонну высотой 20 сантиметров, на которой были изображены в миниатюре, но полностью соответствовавшие оригиналу знаки царской власти. Парижские ювелиры такого еще никогда не видели и были совершенно поражены.
В хаосе Октябрьской революции Фаберже был вынужден закрыть свое предприятие, многие его произведения были уничтожены, драгоценные камни проданы, остальное попало под пресс. Из яиц сохранились только те, что имели национальную или незначительную материальную ценность. Поэтому их еще относительно много: большевики не поняли художественный принцип Фаберже, заключавшийся в том, что творчество выше цены материала. К счастью, что не поняли. Их ценность уже давно стала огромной. Яйца Фаберже - это вложение капитала. Так, после Пасхи на нью-йоркском аукционе Кристиз будет выставлено "Зимнее яйцо". Пять лет назад оно ушло с одного лондонского аукциона за четыре миллиона швейцарских франков, сегодня начальная цена составляет пять миллионов евро. Стоимость собственно материала, из которого оно изготовлено, возможно, не больше 15 000 евро. Великолепная вещь, которую Николай II подарил своей матери, сделана в основном из горного хрусталя.
Разумеется, ослепительные по своей красоте произведения притягивают к себе мошенников. Есть до умопомрачения много подделок, копируют даже клеймо мастера: у каждого было свое собственное клеймо. Тот, кто хочет быть уверенным, что он обладатель оригинала, может получить хорошую консультацию в "Wartski" в Лондоне или у "La vielle Russie" в Нью-Йорке. Там сидят признанные эксперты.
И теперь в Пфорцхайме. Там, в частности, живет семья Майеров (Mayer) - ювелиров не в первом поколении: с 1980 года. Неприметный дом прямо на берегу шумящей реки Энц. Только витрины внутри дома дают понять, какие ценности здесь таятся. Постреволюционная жизнь знаменитых яиц начинается с именем Мора-Майера. В 1918 году Фаберже бежит в Париж, его мастера, которые должны были сохранить тайну искусства очень специфической работы с эмалью, скрываются. Через два года Фаберже умирает в эмиграции.
Искусство создания пасхальных яиц, которое искусствоведы называли с издевкой "декадентским придворным китчем", переживает возрождение в тридцатые годы. Однако все попытки привнести в традиции новое терпят неудачу. Последователи Фаберже не имели понятия, мастера исчезли, никто как следует не знал, что нужно делать - и так 69 лет подряд. Именно в 1989 году, в год перелома, на выставке ювелирных изделий в Мюнхене находится человек, обладающий необходимыми знаниями: Герберт Моор-Майер из Пфорцхайма - искусствовед-историк. Вместе со своим сыном - торговцем, философом и архитектором-любителем Маркусом Моором он руководит ювелирной мастерской, открытой еще дедом. Основатель дела Виктор Майер разбирался в старой технике работы, он работал вместе с Фаберже. Потомки сохранили эти знания.
Они освоили профессии, которых сегодня, собственно, больше не существует. Специалисты по работе с эмалью, которая наносится слой за слоем как в песочном торте, обжигается при температуре 800 градусов, снова наносится, снова обжигается и так - не менее десятка раз. Ручная гравировка, с помощью маленького резца волшебный узор наносится на золото, к которому не прикасается машина. Мастерские выглядят, как и 100 лет назад, со своими деревянными столами, в дугообразных изгибах которых на уровне живота на кожаное полотно улавливаются падающие крупинки золота. В год набирается несколько килограммов. Фильтруется даже вода из бачка для мытья рук. Раньше в воду спускалось до тонны золота в год.
В подвале стоят машины, создающие впечатление музейных экспонатов, но в работе они каждый день. Например, машина, похожая на гильотину. Ее тросы, собравшие пот столетия, кажутся шелковыми. С помощью этой машины делают золотой лист. Посвящение преемника в работу с прессом продолжается уже два года, и это никак не связано с непонятливостью. "Мы только набираем сотрудников, уходить никто не хочет", - рассказывает Маркус Моор - 34-летний художественный и коммерческий директор во время обхода мастерской. Даже хорошо подготовленные ювелиры должны в течение нескольких месяцев пройти обучение в школе. Такая своеобразная зависимость стала возможной благодаря тому, что Майеры успешно работают в своей нише. Стоимость не играет никакой роли. Когда в прошлом году в ювелирной промышленности произошел спад, у пфорцхаймцев оборот увеличился на 35 процентов. По большей части за счет аксессуаров, как, в свое время, было у Фаберже, однако яйца - это "свободное творчество".
Слухи о способностях мастеров предприятия дошли, очевидно, до руководящих кабинетов концерна "Унилевер". Ему, между прочим, семья Фаберже продала свою марку. На той выставке в Мюнхене американцы договорились с Моорами, и поэтому, начиная с 1990 года, снова появились настоящие вещи от Фаберже, которые можно узнать по клейму "Фаберже" в комбинации с логотипом мастера VM.
Возвращена к жизни и традиция дарить яйца. Так, в 1990 году Горбачев получил "Яйцо мира", в которое вмонтирован голубь, там же послание с призывом сохранять мир во всем мире. Во время моего визита в бюро в Пфорцхайме как раз упаковывали красное яйцо с царской короной, его заказал один русский. В качестве подарка для Кремля. Кто-то как-то сказал - традиции всегда приходят снизу. Или майсенское яйцо. Оно было создано в 1998 году в сотрудничестве со знаменитым предприятием по производству фарфора: волшебная забава с лужками, дорожками, фонтанами вместе с часами, вращающимися фонтанами и деревцами. Последнее изготовленное яйцо - "Яйцо лунных фаз" - было до сих пор самым дорогим, оно стоило 150 000 евро. Мастера работали над ним - над двенадцатью деталями произведения более 18 месяцев. Часы каждый полдень издают мелодию "Au Claire de la Lune".
Фаберже-Майер-Мооры экспортируют свои драгоценности в 45 стран мира. В Америку ушло яйцо, из которого выползает паук - самый ходовой товар. У нас - нет. Мы, ведь, празднуем Пасху, а не Хэлловин.