28 марта 2002 года. Одиннадцать лет назад Советский Союз был коммунистической диктатурой, "империей зла", говоря словами президента Рейгана (Reagan). Но сегодня "холодная война" стирается из памяти, и страна, которая в былые времена представляла международный социализм, отказалась от подоходного налога с "прогрессивной" шкалой в пользу простого и справедливого 13-процентного "плоского" подоходного налога. Более того - и над этим странным поворотом сюжета мог бы поиронизировать даже новеллист Том Клэнси (Tom Clancy) - эту идею подал президент Владимир Путин, бывший глава Комитета государственной безопасности (КГБ). Кто бы мог подумать, что Америка опередит Россию в высадке космонавтов на Луну, но Россия станет первой, кто внедрит у себя идеальную для свободного рынка систему налогообложения? (Что дальше - Франция становится военной сверхдержавой? Конго выигрывает зимнюю Олимпиаду?)
Более того, российский плоский налог добился колоссальных успехов с момента, когда в январе 2001 года вступил в силу. Экономика России в прошлом году выросла более чем на 5%, тогда как большинство других стран мира погрузились в спад. Даже Организация по экономическому сотрудничеству и развитию назвала российский плоский налог "ключевым достижением", что является поразительным признанием, поскольку эта бюрократическая организация со штаб-квартирой в Париже печально известна своими жалобами на "несправедливость" стран, практикующих низкие ставки подоходных налогов, чтобы заманивать к себе капитал из стран с высокими налогами.
Интересно также отметить, что доходы в российскую казну от сбора налогов подскочили на невиданную высоту, даже несмотря на то, что ставка налога сегодня значительно ниже высшей отметки старой системы, равной 30%. По предварительным данным, в прошлом году доходы от сбора налогов с поправкой на инфляцию выросли на 28%.
Это доказывает, что архитекторы классовых войн в Вашингтоне не правы, когда утверждают, что доходы от сбора налогов упадут, и что богатые получат большое снижение налогов, если Америка примет у себя подобную систему налогообложения. Российский опыт свидетельствует - снова и снова - что при плоском налоге доходы от сбора налогов возрастают.
В дополнение к единой низкой ставке, российский подоходный налог куда менее пристрастен к накоплениям и инвестициям. В отличие от нашего налогового кодекса, который облагает налогом доход в первый раз, когда вы его получаете, и во второй раз, когда вы его инвестируете, российский плоский подоходный налог не предусматривает двойного взимания налогов для корпоративных прибылей и налога на добавленную стоимость для акций, облигаций и продаж внутри страны. И, за немногими исключениями, не существует двойного налогообложения для процентов с банковских вкладов. Остается несколько недостатков, но российский плоский подоходный налог уже побивает карательный, ориентированный на перераспределение налоговый кодекс Америки.
К счастью, представляется, что некоторые американские политики это заметили. Президент Буш-младший (George W. Bush) в июне прошлого года сказал, что "очень поражен, что (г-ну Путину) удалось упростить налоговый кодекс России, введя плоский подоходный налог". А позднее в том году президент повторил свою поддержку, заявив на пресс-конференции с г-ном Путиным, что "на меня произвел сильное впечатление тот факт, что он явился инициатором налоговой реформы - плоского налога. И, как он мне заметил, это одна из самых низких ставок подоходного налога в Европе. У него и у меня есть кое-что общее: мы оба с гордостью стоим здесь как реформаторы систем налогообложения".
Различие между президентом Бушем-младшим и президентом Путиным, разумеется, в том, что, если Россия пользуется своим плоским подоходным налогом, американцам все еще приходится плавать в сотнях форм, которых от них требует наш безумный налоговый кодекс объемом 45000 страниц.
Но не вините в этом президента Буша-младшего. Его загоняют в угол противники снижения налогов вроде сенаторов Тома Дашла (Tom Daschle), демократа от штата Южная Дакота, и Эдварда Кеннеди (Edward Kennedy) демократа от штата Массачусетс. Если они готовы устраивать обструкции по поводу любого крохотного сокращения налогов в стимулирующем законопроекте, нетрудно себе представить, что бы они сделали, чтобы поставить барьер на пути плоского подоходного налога.
В прошлом политики в конгрессе США говорили, что плоский налог непрактичен - даже несмотря на то, что в таких уголках, как Гонконг или Бермудские острова, быстрый рост отчасти объясняется их налоговыми системами с плоским налогом. Когда такие страны, как Эстония, Латвия и Литва ввели у себя плоские налоговые системы, наши люди, имеющие особые интересы, утверждали, что эти страны слишком малы, чтобы чему-либо научить нас. Когда у России имеется успешный плоский налог, какое оправдание найдут они теперь?
Плоский подоходный налог создает рабочие места и ускоряет темпы роста экономики - повышая конкурентные преимущества Америки в мировой экономике. Но налоговая реформа направлена не только на рост экономики. Простой и справедливый плоский подоходный налог позволит сократить политическую коррупцию и выполнить обещание, записанное в нашей Конституции, что ко всем людям следует относиться одинаково. Если бывшие коммунисты могут проводить подобные реформы, то разве это чересчур много - надеяться, что конгресс сможет сделать то же самое?