Испытывать постоянный страх - это для Людмилы Коханец неотъемлемая черта профессии, а во времена предвыборных кампаний - даже смертельный страх. 45-летняя женщина - журналистка на Украине, где в прошедшее воскресенье состоялись выборы. В выборах приняли участие 33 партии и избирательных блока. Однако о партийном многообразии или демократии никакой речи не может и быть, говорит Людмила Коханец. Дело в том, что большинство кандидатов, участвовавших в выборах, тесно связано с государственной властью, то есть с президентом Леонидом Кучмой. Некоторые оппозиционеры были напуганы и под угрозой репрессий не проявляли излишней активности точно так, как и пресса. Самой Коханец угрожали убийством.
Для журналистки очевидно: Кучму интересует, прежде всего, сохранение власти. С этой целью он создал даже новую партию - "За единую Украину!". Она должна позаботиться о том, чтобы обеспечить ему через два года, когда закончится срок президентских полномочий, преемника по его вкусу. Только так Кучма может обеспечить себе гарантии, что его правительству удастся уйти от ответственности. В коррупции, злоупотреблении служебным положением и самое страшное - в организации убийства журналиста Григория Гонгадзе - обвиняется целая группа государственных чиновников, начиная от генерального прокурора и министра внутренних дел и кончая президентом. Недавно украинский парламент потребовал даже открыть в отношении Кучмы уголовное дело, поскольку прокуратура продолжает бездействовать.
Однако все эти требования страдают беззубостью. Дело в том, что любому, кто пытается вскрывать махинации правительства, создаются помехи. Коханец прочувствовала это на своей собственной шкуре. Будучи парламентским корреспондентом газеты "Голос Украины", она регулярно пишет о своем убитом коллеге Гонгадзе и о магнитофонных записях, сделанных одним из телохранителей Кучмы. На магнитофонной ленте можно услышать, как президент отдает распоряжение об устранении журналиста Гонгадзе, подвергавшего критике правительство. 16 сентября 2000 года журналист исчез, позднее был обнаружен его обезглавленный труп. Тело было идентифицировано с помощью проб ДНК. Подлинность магнитофонных лент теперь подтвердил один американский эксперт, который уже вел следствие по делу Уотергейтского скандала.
Коханец неоднократно предупреждали, чтобы она прекратила писать материалы о "кассетном скандале". "Мне звонили днем и ночью. Один мужчина сказал: "Каждое твое слово - это кровь, которой ты будешь плеваться". Ей угрожали отрезать голову, как и Гонгадзе. Но Коханец не дала сбить себя с толку. Она продолжала писать, ходила постоянно с охраной. То, что охрана - дело практически бесполезное, она убедилась однажды вечером. Один позвонивший ей человек хотел передать ей важный материал, связанный с кассетным скандалом, и выманил ее для встречи в город. Когда на месте встречи никого не оказалось, Коханец вернулась: "В вестибюле не включался свет, неожиданно я заметила тень, и тут меня схватил за горло мужчина, бросил на землю и сказал: до тебя так и не дошло, что ты больше не должна совать нос не в свои дела".
Он пытался душить журналистку, следы этого были видны и несколько дней спустя. Однако это для журналистки было предупреждением, задача убить ее не ставилась. То, что ее враги находятся в непосредственной близости, она заметила в связи с пропажей записных и телефонных книжек. В последние недели перед парламентскими выборами угрозам, наконец, подверглась и сама газета. Появились инспектора, редакцию обвинили, что она незаконно получила в собственность здание, в котором она размещается. Решение теперь должен принимать суд. Тем временем газете грозит арест счетов, на все время следствия она не получит ни одной единственной гривны. "И это при том, что я в настоящее время не использую свой взрывоопасный материал", - говорит Коханец.