Мне жаль население, но я боюсь, что война будет идти своим чередом, до тех пор пока не начнется серьезное возобновление переговоров между израильтянами и палестинцами". Резолюция ООН и корректировка в американской линии, которая и позволила одобрить ее, не изменили пессимистическое настроение бывшего главы ЦРУ Джеймса Вулси (James Woolsey).
- Возможно ли, что возникнет угроза региональной войны, в которую в конечном итоге могут быть вовлечены Соединенные Штаты и Европа?
- Конечно, необходимо работать над тем, чтобы прекратить конфликт и избежать его нарастания. Пока мне трудно говорить о конечной цели этой кампании - это горизонт, по поводу которого я не буду делать предположений.
- Почему американское правительство всю ответственность за конфликт продолжает возлагать на Арафата?
- Мы основываемся на фактах. Вы знаете, кем были люди, которые совершили последние терракты в Израиле? Например, терракт в Нетании в первый вечер Пасхи? Они хорошо известны как опасные террористы, и были арестованы Арафатом. Но потом сам же Арафат освободил их. Вы думаете, он сделал это, не зная, что они нападут на Израиль?
- Разве Шарон пришел к власти с целью уничтожить то немногое, что осталось от мирных переговоров?
- Во время проведения переговоров в Осло я был главой ЦРУ, и лично принимал участие в процессе мирного урегулирования. И я был одним из тех, кто некоторое время надеялся на то, что Арафат станет ближневосточным Манделой. А он превратился в местного Мугабе, и сегодняшние терракты - это результат его сопротивления достигнутым соглашениям.
- Как можно изменить эту невыносимую ситуацию?
- Для израильтян Арафат не является партнером по установлению мира. Палестинцы должны начать переходный период и найти лидера, способного устанавливать соглашения и выполнять их.
- Вы являетесь членом комитета по оборонной политике (Defense Policy Board), который консультирует администрацию Буша по военно-стратегическим вопросам. Какое влияние оказывает этот кризис на войну с терроризмом и на американские планы нанесения удара по Ираку?
- Разумеется, это осложняет ситуацию. Но необходимо понять, что нападение на Ирак, если администрация решит его осуществить, будет совершенно отдельным вопросом.
- Как продолжается война в Афганистане и что нового известно об Усаме?
- За короткое время мы достигли положительных результатов, но кампания еще не окончена. Усама жив, и существует четыре версии относительно его возможного местопребывания: или он все еще прячется в Афганистане, или скрылся в Пакистане, Ираке или Иране, то есть в ближайших странах, где у него есть старые и новые связи.
- Аль-Каида может в ближайшем будущем предпринять новые терракты?
- ЦРУ убеждено, что там происходит реорганизация, чтобы вскоре снова нанести удар по Америке.
- Недавно между Италией и США была полемика по поводу возможных террактов во время Пасхи. Эта тревога была обоснована?
- Я достаточно хорошо знаю эти механизмы, и могу заверить Вас, что если американское правительство делает подобные предупреждения, то они имеют весьма твердую основу. Риск нападения исламских группировок вполне реален.
- Эти опасения служат еще большему вовлечению Европы в войну с терроризмом?
- После 11 сентября мы получили большую поддержку со стороны различных стран, включая Италию, Испанию и Великобританию. Другие страны чувствуют себя в большей безопасности и думают, что ближневосточный кризис касается только стран региона и Соединенных Штатов. Это серьезное заблуждение. Никто в западном мире не может чувствовать себя в безопасности. Эта война касается всех, и боюсь, она продлится очень долго.
- Итальянские "Brigate Rosse" вновь начали убивать, и в своих требованиях они ссылаются на 11 сентября и Ирак. Возможна ли связь?
- Италия - это та модель борьбы с терроризмом, на которую я всегда указываю грекам, когда они борются с группировкой "17 ноября". Возможность связи "Бригад" с исламистами меня удивила. Это лишнее подтверждение тому, что мы не можем ничего исключить.