Английский журнал "Economist" поставил, что касается этой проблемы, твердую точку: "Пристрастившийся к нефти" - так озаглавил он одну из своих публикаций. Западный мир зависит от нефти все равно, что наркоман, сидящий на игле. Для решения проблемы есть лишь одно средство: Запад должен как можно быстрее обратиться к лечению воздержанием.
Между тем, в последние три года нам удалось несколько уменьшить дозу. Прежде всего, за счет энергосбережения, а также использования других источников энергии. Сегодня Запад потребляет на каждый евро валового национального продукта (ВВП) с учетом инфляции только половину того объема черного золота, что он потреблял в начале семидесятых годов. По этой причине доля нефти в общем объеме импорта тоже сократилась: в ВВП Германии она составляла в 1981 году 4,2%, сегодня - только 1,25%. Кроме того, колебания цен на рынке сырой нефти продолжают не меньше сказываться на автозаправочных станциях, так как налоги составляют четыре пятых конечной цены.
Несмотря на это, черное золото остается важнейшим смазочным материалом для конъюнктуры. Если говорить об абсолютных цифрах, то сегодня нефти потребляется больше, чем когда-либо: в 1960 году это было 20 миллионов баррелей (бочка емкостью 159 литров) в день, в 1980 году - 60 миллионов, сегодня - 70 миллионов. Из них, примерно, 10 миллионов оказываются в баках американских автомобилей непосредственно в США.
"Замечаем мы или нет, но вся наша жизнь определяется ценами на нефть", - говорит профессор экономики из британского Уорвикского университета Андри Освальд (Andrew Oswald). Дорогая нефть уже давно портит не только удовольствие от поездки на автомобиле. Она является причиной повышения цен и на другие энергоносители и способствует, тем самым, инфляции. Повышение в три раза цен на нефть в период с 1999 по 2000 год было одной из причин экономического кризиса. По оценкам Экспертного совета, в Германии взрыв цен сократил покупательную способность на 13,3 миллиарда евро, что составляет 0,6% ВВП.
Некоторые специалисты идут в своих рассуждениях еще дальше. Экономический бум конца девяностых годов, по их мнению, тоже объясняется ценовым шоком на нефть, имевшим позитивный характер. С конца восьмидесятых годов цена была относительно стабильной на уровне ниже 20 долларов США за баррель. В конце девяностых она стала даже ниже. Именно это, а не революция в сфере информационных технологий, говорят они, окрылило конъюнктуру.
Этот сильный тезис соответствует действительности лишь отчасти: громадные прибыли в США нельзя записывать лишь на счет дешевой нефти. Повышение производительности труда находится на уровне, заметно превышающем средний исторический уровень, и впервые за последние десятилетия даже несколько снизился. Но ясно также, что не могло бы быть длительного бума с середины девяностых годов и в условиях однозначно высоких цен на нефть. По оценкам ОБСЕ, нефть по ценам дороже на десять долларов обходится западным промышленно развитым странам в полпроцента экономического роста.
А по сравнению с январем, баррель по нынешней цене в 25 долларов стала дороже на добрых семь долларов. В случае, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне или станут еще выше, это будет иметь последствия для конъюнктуры. Дело в том, что все прогнозы экономического роста строятся на цене нефти в диапазоне от 20 до 25 долларов США.
Ясно, что экономический подъем в США и в Европе тогда замедлится. Но чтобы свести на нет экономическое выздоровление, цена на нефть должна подняться до уровня выше 30 долларов. Это может произойти, если будет продолжаться эскалация и расширение конфликта на Ближнем Востоке, и если США одновременно окажутся втянутыми в длительную войну против иракского диктатора Саддама Хуссейна (Saddam Hussein).
Однако к краткосрочным прогнозам относительно цен на нефть надо относиться осторожно, так как ни один из других рынков так не изменчив, как рынок черного золота. Цена на него зависит не только от политической и военной ситуации на Ближнем Востоке. Решающим является также то, как складывается положение с запасами нефти в США, будут ли члены ОПЕК соблюдать принятые обязательства и увеличит ли добычу нефти Россия.
Что касается дальней перспективы, картина, напротив, менее ясная. Есть достаточно причин в пользу того, чтобы Запад настраивался на рост цен на нефть. Не только потому, что ОПЕК, Россия и Норвегия когда-нибудь могут образовать суперконцерн.
Велики также и политические риски: львиная часть известных нефтяных месторождений находится в Персидском заливе. И почти все они - это месторождения мирового значения, которые можно дешево осваивать. Напротив, запасы месторождений на Северном море уже исчерпаны на 70-90 процентов. Иными словами, зависимость Запада от Ближнего Востока - одного из самых нестабильных регионов мира - возрастает. Политические волнения там могут жестко коснуться западных индустриальных государств.
Из этой дилеммы есть лишь один реальный выход: Западные потребители нефти должны как можно быстрее обратиться к лечению воздержанием.