Российские нефтяные компании, у которых в избытке финансовых средств и нефти, набросились на активы "переработки и сбыта", такие как трубопроводы и нефтеперегонные заводы за пределами России, преимущественно в странах бывшего советского блока в Восточной Европе.
В феврале Россия обошла Саудовскую Аравию по добыче нефти и стала крупнейшим ее производителем в мире, теперь она производит этого сырья значительно больше, чем может потребить внутренний рынок. Нефтяные компании страны озабочены тем, чтобы гарантировать поставки сырья на рынки сбыта и непосредственным потребителям.
Восточная Европа заинтересовала их в первую очередь: эти страны расположены относительно недалеко от России, с ними уже установлены деловые контакты, и они уже являются крупнейшими потребителями ее нефти. Это также и те районы, через которые должна проходить российская и импортная нефть из центральной Азии, чтобы попасть на западные рынки энергоресурсов.
Два крупнейших производителя нефти в России "Юкос" и "Лукойл" стали наиболее активными покупателями средств переработки и сбыта. "Юкос" в январе приобрел часть акций словацкого нефтепровода и проявил интерес к нефтеперерабатывающим мощностям в Словакии и Польше. "Лукойл" приобрел нефтеперегонные заводы в Болгарии и Румынии и расширяет свое присутствие в регионе.
"Российские нефтяные компании пускают корни, - говорит Марина Драчева, руководитель бюро московского филиала "Energy Intelligence Group", имеющего представительства в Лондоне и Нью-Йорке. - Эта страна задыхается от нефти, которую производит. А это безопасный и легкий путь продавать этот продукт". Кроме стабильных рынков для экспорта нефти компании присматриваются к средствам переработки и сбыта, в которых видят защиту от политических и экономических рисков, которыми чреват бизнес в России. Инвестиции пока приносят незначительные доходы, тем не менее, они значительно стабильнее, чем в России, где в течение ряда лет правительство серьезно вмешивалось в деятельность нефтепроизводителей, а деятельность большинства предпринимателей была парализована банкротством.
"Наша стратегия, направленная на приобретение ресурсов переработки и сбыта в Европе, обусловлена тем, что европейские страны являются потребителями нашей продукции", - говорит Рэй Леонард (Ray Leonard), член совета директоров "Юкоса". - Мы производим больше нефти, чем можем продать. Выход на рынок - насущная задача для нас".
Однако на фоне все еще свежих воспоминаний о советском господстве в этой области, российские компании продвигаются медленно. Например, недавно "Юкос" подписал соглашение с "Mol", венгерской нефтяной компанией, о совместной разработке одного из сибирских месторождений. Этот проект позволит "Юкосу" увеличить продажи в Центральной Европе, однако, возможно, не менее важно, что он будет способствовать улучшению имиджа российской компании в стране, в которой помнят, как в 1956 году советские танки смяли демократическую демонстрацию.
Три проекта строительства нефтепроводов увеличат контроль российских компаний над потоками нефти и газа в регионе. Приобретение 49% компании "Transpetrol", словацкого монополиста на рынке трубопроводов, даст "Юкосу" контроль над транзитным маршрутом в Европу.
Российские компании работают над проектом переориентации хорватского нефтепровода, по которому прежде транспортировалась нефть из портов Адриатического моря на восток, чтобы по нему можно было поставлять российскую нефть в регион Средиземноморья.
А в марте "Газпром" объединился с несколькими европейскими компаниями, чтобы приобрести 49% акций словацкого газопровода.
"Российские нефтяные компании хотят контролировать рынок, - говорит Эммануэль Бергассе (Emmanuel Bergasse), администратор по Восточной и Центральной Европе парижского Международного агентства по энергетике. - Под контролем рынка они понимают контроль над трубопроводами".
Россияне не везде встречают с хлебом и солью. Польское правительство отказалось продавать принадлежащий ему большой нефтеперерабатывающий завод на Балтийском море российским покупателям. Когда власти Польши спустя два года обнаружили, что "Газпром" по-тихому протягивает волоконно-оптический кабель вдоль газопровода, который сам же и прокладывал, они почувствовали себя обманутыми и с тех пор стали с большим подозрением относиться к крупным российским компаниям и их планам. Похожее отношение иногда демонстрируют и другие страны.
"С политической точки зрения российские инвесторы не являются желанными гостями, - говорит Тамас Плестер (Tamas Pletser), аналитик венгерского банка "Erste Bank". - Это отношение может измениться, но для этого потребуется несколько лет".
Прагматичная политика российского президента Владимира Путина направлена на то, чтобы снизить количество препятствий за рубежом. Со времени его прихода к власти внешняя политика России стала больше ориентироваться на развитие экономических связей, а не на политические мускулы. В ходе недавнего визита во Вьетнам, он объявил, что Россия покинет морскую базу в этой стране и в первую очередь поможет ей построить первый завод по переработке нефти. А "Газпром" получил право на разведку газовых месторождений на побережье Вьетнама.
Хотя "Юкос" и "Лукойл" приобрели большую часть ресурсов переработки и сбыта компания ТНК, четвертый по величине производитель нефти в России, намерена воспользоваться мощностями европейских партнеров или создавать с ними совместные предприятия, поскольку, по ее мнению, такой подход более эффективен и экономичен.
"Наши затраты в этом случае будут на два-три процента выше по сравнению со стоимостью услуг западных компаний, - считает Симон Кукес, президент "Тюмени", имея в виду стратегию конкурентов. - Зачем идти на это? Чтобы продать свой товар на рынке? А вы действительно знаете, как продавать нефть в Центральной Европе? Все, что мы можем предложить, это - нефть. А это уже товар". "Тюмень" лучше воспользуется услугами местных поставщиков, сказал он.
Хотя новые ресурсы переработки и сбыта увеличат потенциал российских компаний в Восточной Европе, они не смогут прямым образом повлиять на экспорт российской нефти в сторону его увеличения или же уменьшить политический контроль Москвы над этим экспортом. Вся нефть, покидающая пределы России, должна миновать центральный трубопровод, принадлежащий государству. И правительство устанавливает для нефтяных компаний квоты доступа к нему.
"На мировой рынок поставок нефти, это не окажет серьезного влияния, - считает Клаус Рехааг (Klaus Rehaag), редактор журнала Oil Market Report, издаваемого Международным агентством по энергетике. - Нефть уже идет на эти нефтеперегонные мощности. А если ваша компания наращивает производство и хочет выйти на рынок, вам важно, чья нефть поступает туда".
Российские компании пока не могут конкурировать на равных с транснациональными нефтяными корпорациями. Имея в своем распоряжении значительные заемные средства и обладая небольшим опытом, они только приступают к освоению внешнего рынка.
"Не важно, сколько лестных слов говорится в адрес российских нефтяных компаний, они все еще недостаточно конкурентоспособны на международном рынке, - считает Марина Драчева, представитель "Energy Intelligence Group". - Если они хотят осваивать внешние рынки, то поставляют нефть в соседние страны или же сотрудничают с такими странами как Ирак, где имеют дело с более низким уровнем конкуренции".