Исход всеобщих выборов на Украине едва ли мог быть хуже. Правительство не потерпело поражения, реформаторы не выиграли, и теперь наиболее вероятен "подвешенный" парламент, в котором все будет определяться позицией коммунистов и шатких независимых. Остальную Европу в основном не волнуют трудности Украины. Но, при размерах территории, равных Франции, и при почти 50-миллионном населении эта страна имеет критическую важность для стратегического баланса Европы. Одной из первостепенных целей Запада является предотвращение сползания Украины или ее принудительного втягивания обратно в орбиту России. Это побудило западных лидеров подкрепить независимость Украины помощью и политической поддержкой. Огромные суммы были выделены на закрытие Чернобыльской АЭС. Американцы направляют Украине больше помощи, чем кому-либо еще. Но все это дает очень небольшую отдачу.
Раскол в украинском обществе, который расстроил все предпринимавшиеся за 10 лет независимости попытки сформировать единую нацию и выработать общее направление, еще более углубился. Сами выборы были настолько замараны обманом, насилием и подтасовкой результатов голосования, что процесс демократизации страны оказался дискредитированным, давая тем, кто не удовлетворен результатами выборов, оправдание для игнорирования окончательного итога голосования. У президента Кучмы нет побудительных причин для реформирования своей замаранной скандалами администрации, как нет и мотивов у реформаторов настаивать на переменах.
Украина обречена на дальнейшие ссоры, экономическую стагнацию и коррупцию, подтачивающую ее силы. Немногие украинцы возлагали большие надежды на то, что выборы вытянут их страну из застоя. Слишком многие заинтересованы в нынешнем склерозе, в том, чтобы помешать реформаторам проводить необходимую экономическую либерализацию или не дать демократам требовать искоренения коррупции.
Увольнение г-ном Кучмой в прошлом году премьер-министра Виктора Ющенко сорвало единственную реальную попытку оживить экономику и привлечь внешние инвестиции. Его партия "Наша Украина" завоевала слишком мало мест в парламенте, чтобы отомстить за его увольнение с поста; она может сформировать правительство только в коалиции со своим политическим врагом, прокучминским блоком "За единую Украину!", или с коммунистами, ее экономическими оппонентами. Также не обеспечит стабильности никакая другая политическая комбинация: коммунисты заявили, что будут добиваться импичмента президенту Кучме.
Большинство видело в этих выборах испытание для популярности г-на Кучмы и пробу сил перед президентскими выборами 2004 года, где он попытается остаться на своем посту на третий срок или самому назначить себе преемника. Неубедительный результат выборов обрекает страну на еще большую неопределенность: г-н Кучма, чье положение и власть серьезно ослаблены волнениями в связи с прозвучавшими в его адрес обвинениями в том, что он отдал приказ об ужасном убийстве политического журналиста, и в том, что он наживается на нелегальной торговле оружием, пострадал от утраты парламентской поддержки. Но он по-прежнему прочно держит в своих руках бразды правления.
На Украине давно обвиняют Россию в попытках задушить ее независимость, в циничной поддержке ослабленного г-на Кучмы в обмен на раболепство перед Кремлем и в использовании украинского долга за энергоносители как формы экономического шантажа. Эти обвинения были бы более весомыми, если бы Россия не обошла свое бывшее владение в экономических реформах, в демократизации и в политической зрелости. Украина вместе с Белоруссией и Молдавией образуют пояс плохих правительств вдоль западной границы бывшего Советского Союза. Этот пояс является к тому же "серой зоной" расширения Организации Североатлантического договора (НАТО). Пока Москва рассматривает это расширение как направленное против ее интересов, у нее нет оснований подталкивать эти страны к проведению перемен. Запад, напротив, должен ясно дать понять, что, если только перемен не будет, эти страны останутся вне НАТО, не будут приняты в Европейский Союз (ЕС) и вообще окажутся за бортом европейской лодки.