"Сейчас не лучший период для сторонников свободы информации, но я надеюсь, что однажды все изменится к лучшему. Я хочу оставаться профессионалом. Вот почему, несмотря ни на что, я продолжаю работать", - таков комментарий одного российского журналиста с канала ТВ-6, два года спустя после избрания Владимира Путина. Изгнанный с экранов властью за связи с видным оппозиционером, ТВ-6 был восстановлен в правах 27 марта, при условии, что журналисты согласятся на опеку Кремля.
Недавние события еще более омрачили общую картину. Безжизненное тело избитого и задушенного журналиста газеты "Московские новости" Валерия Батуева, тридцати трех лет, сделавшего множество репортажей из Чечни, было найдено 31 марта в одной из московских квартир. 11 марта журналист из Ростова-на-Дону, Наталья Скрыль была найдена мертвой, после того как провела журналистское расследование, посвященное крупнейшим предприятиям области. Кроме того, стало известно, что главный редактор "Независимой газеты", издания, критически настроенного по отношению к власти и находящегося под контролем финансиста-изгнанника Бориса Березовского, был вызван 1 апреля на допрос в Московскую прокуратуру, никакого уточнения информации не последовало.
По мнению Алексея Смирнова, директора неправительственной организации "Фонд защиты гласности" (термин эпохи Горбачева, когда в СССР была достигнута относительная либерализация информации), "власти продолжают "очищать" сектор информации от всего, что по совпадает с их представлениями об оппозиции". Последние инциденты, в конечном счете, "призваны напомнить всем, что следует хорошенько поразмыслить, прежде чем сказать или написать что-либо".
В конце февраля, еженедельник "Новая газета", который выходит небольшим тиражом, однако, широко известен своей жесткой критикой коррупции в эшелонах власти и войны в Чечне, подвергся беспрецедентному штрафу на сумму в 1, 5 миллионов долларов. Таково взыскание за клевету: в газете была опубликована статья, в которой разоблачалось незаконное получение доходов судьей Краснодарского краевого суда, во второй публикации, проходившей по делу, была затронута тема отмывания денег, и был упомянут "Межпромбанк", связанный с одним бизнесменом из окружения президента.
"Становится очевидным, что суды приводят в исполнение приказы властей по уничтожению свободной прессы", - считают в Фонде защиты гласности.
Анна Политковская, журналист, получившая премию во Франции за свою книгу о Чечне ("Путешествие в ад", изд. Laffont), рассказывает, что подверглась запугиванию со стороны российских военных чинов. Она вынуждена была покинуть Россию осенью 2001 года, и укрылась в Австрии, где один из местных институтов выделил ей стипендию. Когда она вернулась в Россию для празднования Нового года, в милиции у нее отобрали паспорт, а МВД приставило к ней постоянного сопровождающего. "За мной постоянно следили, - рассказывает она. - Я не могла больше вступить в контакт со своими источниками, чтобы это не стало известно российским спецслужбам. Я не могла выйти из дома без "хвоста"".
По мнению российского обозревателя Павла Фельгенгауэра, господину Путину удалось запустить в стране "машину пропаганды". Ее задачи, считает обозреватель, - скрыть трудности в Чечне, а также регулярно разжигать национализм в общественном мнении, чтобы затем позволить президенту предстать в глазах Запада в качестве умеренного политика.
Взятие под опеку национальных телеканалов успешно завершилось передачей ТВ-6 целой дюжине "олигархов" (главам крупных промышленных и энергетических компаний), под руководством бывшего премьер-министра Евгения Примакова. ТВ-6 как и многие СМИ, испытывающие давление власти, был собственностью Бориса Березовского, который объявил о "наступлении тоталитаризма". В 2001 году Владимир Гусинский, оказавшийся в оппозиции Кремлю, провел три дня в тюрьме, а затем был лишен своего канала НТВ, ослабленного займами у государственных структур.
Слабость СМИ перед лицом власти вызвана недостатками рекламного рынка России. Неспособные к самофинансированию, газеты и телеканалы впали в зависимость от мошны "олигархов", которые были вынуждены либо присягнуть в верности Путину, либо отправиться в изгнание. Российское население, если верить опросам, не считает свободу слова принципиальным достижением после падения СССР, и делает акцент на доступе к потребительским благам. Журналистов в России часто обвиняют в продажности. "Когда я начинаю рекламную кампанию, я беру свою записную книжку, и я знаю, сколько стоит тот или иной журналист, сколько стоит та или иная статья", - рассказывает представитель рекламного агентства.
"Свобода слова в политическом смысле больше не существует" в России, заявляет глава небольшой демократической партии, Григорий Явлинский. Что касается Бориса Немцова, который считается "либералом" и защитником гражданских свобод, то он говорит о "чистке" на телевидении.
ХРОНИКА "УДУШЕНИЯ"
Февраль 2000 года.
Похищение в Чечне журналиста радио "Свобода" Андрея Бабицкого, который, по его утверждению, затем в течение месяца втайне удерживался представителями российских спецслужб.
Сентябрь.
Президент Путин утверждает "информационную доктрину", которая ставит средства массовой информации под наблюдение в целях защиты "моральных ценностей".
Апрель 2001 года.
Частный канал НТВ переходит под управление группы "Газпром", находящейся под контролем государства. Смена руководства канала происходит при вмешательстве милиции.
Апрель.
Закрытие газеты "Сегодня", входившей в группу "Медиа-Мост", которую Кремль хочет разрушить. Редакция еженедельника "Итоги", принадлежащего той же группе, уволена.
Ночь с 21 на 22 января 2002 года.
Последний оппозиционный канал, ТВ-6, принадлежавший магнату Борису Березовскому (в изгнании), исчез с экранов, согласно решению о ликвидации, принятом ранее в Московском арбитражном суде.
Февраль 2002 года.
Алексей Венедиктов, главный редактор радио "Эхо Москвы", говорит о попытке властей взять под контроль радиостанцию.