Убийство на прошлой неделе подрывником-самоубийцей 22 евреев произошло в один из самых святых дней еврейского календаря, и основывалось на тонком расчете террористов, точно на таком же, как и Война Судного Дня, вероломно развязанная Египтом. Такой выбор времени дает вероломному агрессору крайнюю выгоду. Ведь следующие традициям и верующие люди верят, что святой день, будь это еженедельный день отдыха или особый праздник, несет в себе тень мира и безопасности, охраняющую их.
Однако история наглядно доказывает, что эта вера - иллюзия. Дух войны практически всегда побеждает религиозные табу, если соображения о военном успехе имеют достаточный вес. Из трех великих "религий книги" только Ислам принимает войну без колебаний, как нормальную форму религиозной деятельности для продвижения своей веры. Иудаизм в той форме, которую он принял, и христианство в своем изначальном виде, содержат элементы пацифизма, порой достаточно сильные, но обычно побеждаемые нуждами реальной политики.
"МОЙ УЧЕБНИК ВОЙНЫ"
Когда я видел Давида бен-Гуриона (David Ben-Gurion) в 1957 году сразу после победоносной Суэцкой кампании, он похлопал по Библии, лежавшей у него на столе: "Вот мой учебник войны". Будучи агностиком, он находил в ее исторических сюжетах инструкции к действию. Евреи, не колеблясь, брали с собой в бой Ветхий Завет. Книга Второзакония излагает законы войны и различает необязательную, разрешенную и обязательную войну, которой руководит Бог, из этой концепции мусульмане развили понятие священной войны джихад.
Еврейским солдатам разрешается во время войны с религиозными врагами нарушать законы о пище и другие важные предписания Моисея. Святые и праздничные дни отменяются, а Божественная война позволяет даже "забрать жениха с брачного ложа, а невесту из-под свадебного покрывала".
В 12 веке эти военные законы были обобщены величайшим еврейским богословом Маймонидом, но с тех пор евреи долго не вели войн. И действительно, идиш и другие еврейские диалекты известны тем, что не имеют в своем лексиконе военных слов, в них даже нет самого слова "война". Однако старые законы в том виде, в каком они толковались в раввинских школах, позволяли евреям воевать, не принимая непосредственного участия в сражениях. Так еврейские интенданты наиболее успешно организовывали поставки оружия и, особенно лошадей, причем как для протестантов, так и для католиков во время Тридцатилетней Войны. Европейская сеть Ротшильдов обеспечила Британии финансирование коалиции против Наполеона.
Однако до Владимира Жаботинского, возродившего идею сионистской армии в 20 веке, евреи, как народ, не воевали почти два тысячелетия. Несмотря на четыре войны, которые Израиль вел и выиграл, израильтяне все еще с трудом принимают понятие о том, что Святые дни больше не являются священными для мира.
В христианстве склонность к пацифизму более сильна, и эта тенденция существовала всегда. Самого Христа можно рассматривать как пацифиста, поэтому ранняя церковь должна была разработать специальные предписания для солдат, сражавшихся в римских легионах. Воевать в Святые дни считалось мерзостью. Когда в 11 веке Церковь отчаянно пыталась цивилизовать феодальную Европу, она выдвинула идею Божественного перемирия, которая позволяла в определенное время прекращать военные действия. В 1027 году Совет в Эльне запретил под страхом проклятия любые военные действия в ночь с субботы на воскресенье.
Так, например, в 1916 году субботний мир был принят в расчет ирландскими националистами, отложившими Пасхальное восстание до понедельника 24 апреля. Тем не менее Пасхальный понедельник тоже был общественным праздником, и избежать шока так и не удалось.
Рождественский и Великий посты позже были также отнесены к периодам, в которые было запрещено вести войны, а в 1095 году Папа Урбан Второй объявил Божественное перемирие вечным церковным законом. Он также благословил Первый крестовый поход не только для того, чтобы остановить турок-сельджуков, делавших успехи в войне с Византией, и освободить Иерусалим, но и для того, чтобы дать возможность воинственно настроенным молодым людям Западной Европы сразиться в той самой войне вместе с христианами. Чтобы подчеркнуть это, эти первые походы
называли "паломничеством", а слово "крестовые походы" имеет более позднее происхождение.
Но поставленные цели не были достигнуты. Крестоносцы изучили на Ближнем Востоке самые современные методы ведения войны, а затем стали применять их дома. Замки 13-го века Эдварда I Английского были построены по византийской и сарацинской технологии для того, чтобы держать в подчинении покоренный Уэльс. Зачастую, если можно было выбирать, воины отдыхали в воскресенье, но в целом правило прекращения враждебных действий в дни церковных праздников не работало. Кампания церкви по запрещению арбалета, как греховного и неприемлемого оружия, тоже не увенчалась успехом. Не смогла церковь запретить и огнестрельное оружие. Христианские короли запрещали им пользоваться всем кроме себя, а сами владели не только пушками, но и разряжали их во имя Божие, как правило, друг в друга.
История христианских войн дает мало оснований для того, чтобы считать, что практика религиозных перемирий была успешной. Духовенство всегда сможет найти возможность освятить агрессию, когда война преследует религиозные цели. Самые ужасные насилия религиозных войн 16-го века совершались в святые дни. То же самое было и в 17-ом веке во время Тридцатилетней войны. Известные епископы, такие как Фенелон, читали проповеди, благословляющие войну. В 18-ом веке Гайдн совместно с другими композиторами написал "Мессу военного времени" для исполнения на торжественных праздниках покаяния и благодарения. Священные военные алтари и памятники, военные кладбища с часовнями и крестами стали обыкновенным религиозным реквизитом.
Человек, изучающий историю Гражданской войны в США, узнает, что война с обеих сторон во многих отношениях велась по религиозным причинам, причем духовенство было настроено чрезвычайно воинственно, а воскресенье использовалось как дополнительный день для совершения убийств. Один из редких примеров современной истории, когда в праздничный день были прекращены военные действия, был зафиксирован 25 декабря 1914 года. В тот рождественский день немецкие и английские войска прекратили военные действия, а затем на нейтральной территории обменялись рукопожатиями и провозгласили тосты. Очевидно, это был спонтанный жест, исходивший от военных, принимавших участие в военных действиях. Он был строго осужден командованием обеих сторон, как подрывной, и был запрещен под угрозой смертной казни, после чего больше никогда не повторялся.
Идеологическую рутину Первой мировой войны лучше всего иллюстрирует сообщение, посланное во время Дарданелльской кампании в Британское Адмиралтейство в 1915 году: "Мы обстреливали турок с 9 до 11 часов, а затем, поскольку было воскресенье, присутствовали на богослужении".
Вторая мировая война стала апогеем святотатства. Я помню, что 10-летний ребенок был шокирован, когда услышал по радио о том, что Муссолини на Пасху напал на Албанию. Однако в век диктаторов это было обычным явлением. Самые дерзкие шаги Гитлер совершал по выходным, обычно по воскресеньям. А для Белого дома не было сюрпризом, что нападение Японии на Перл-Харбор умышленно планировалось на воскресное раннее утро.
БРУТАЛЬНАЯ ЛОГИКА ТЕРРОРА
Доказательством удивительной силы религиозного трепета служит то, что некоторые державы, по крайней мере, все еще колеблются перед тем, как нарушить священные запреты. Во время прошлогодней операции в Афганистане союзники напряженно обсуждали целесообразность ведения боевых действий во время Рамадана. Однако во время недавних афганских войн, не говоря уже о длительной войне между Ираном и Ираком, такие табу игнорировались мусульманами всех направлений.
Нас все еще шокирует, когда мужчин, женщин и детей религиозные фанатики убивают в дни Субботы и других религиозных праздников, хотя с тех пор уже несколько нападений самоубийц приходилось как раз на эти дни. И мы имеем право быть шокированными. Это показывает, что мы еще не совсем задавлены брутальной логикой террора. Но с нашей стороны было бы глупо не признать, что это будет происходить вновь и вновь. Божественное перемирие для одних людей - это возможность сатанинской радости для других.
Пол Джонсон автор многих книг, среди них "История христианства" и "История евреев".