Канцлер ФРГ Шредер (Schroeder) и российский глава государства Путин встретятся в Веймаре для проведения германо-российских консультаций. Можно испытывать напряжение в ожидании, будет ли эхо в средствах массовой информации от этой встречи столь же позитивным, как и во время последнего визита Путина в Германию. После его исторической речи перед немецким бундестагом в сентябре прошлого года передовицы и высказывания телекомментаторов были полны похвал в адрес политика. В отличие от своего предшественника российский президент говорит по-немецки, трезв на публике и не говорит никаких глупостей. Достаточно ли этого, чтобы впечатлить Германию? Или дело в том, что мы ожидаем от России только плохого и поэтому приятно удивляемся тому, если это плохое не происходит?
Согласно одному из опросов российского правительства, проведенного среди представителей различных стран, особенно пренебрежительно о стране и людях высказались немцы. В их глазах русские не способны на успех, они не могут приняться за что-нибудь, так как у них отсутствуют такие качества, как целеустремленность, сознание ответственности и добросовестность. Эксперт Кремля по работе с общественностью Сергей Ястржембский привел недавно эти результаты на конференции германо-российского форума в Берлине. Как утверждает Ястржембский, в негативном отношении немцев к России виноваты средства массовой информации.
Лестничные клетки, на которых воняет
Исследование, подготовленное по заказу московского отделения Фонда Фридриха Эберта (Friedrich Ebert) и Союза немецкой экономики в России, показало, что большинство работающих в Москве немцев возмущается придирками со стороны таможенных органов и хаотичностью в уличном движении. Но в Москве они чувствуют себя хорошо. 84 процента опрошенных высказали мнение, что средства массовой информации из стремления к сенсационности преувеличивают масштабы преступности в российской столице. Аспирант Базельского университета Йохен Янсен (Jochen Janssen) в одном из своих исследований о негативном имидже России в средствах массовой информации Германии увязывает "преимущественно негативный характер репортажей" с "пренебрежительной и презрительной тональностью", которая была необычной "даже в годы "холодной войны".
"Почему немецкие средства массовой информации уделяют значительно больше места катастрофам, происходящим в России, чем серьезным политическим дискуссиям? - поставила вопрос на конференции Германо-российского форума Габриэла Кроне-Шмальц (Gabriele Krone-Schmalz), являвшаяся долгое время корреспондентом ARD в России. - Почему мы, обращая взгляд на Америку, говорим о растущем патриотизме, а обращаясь к теме России, - о росте национализма?" Маркус Цинер (Markus Ziener), работавший до 1999 года корреспондентом "Handelsblatt" в Москве, возлагает ответственность за сложившуюся ситуацию на дефицит информации с российской стороны: "За время моего пятилетнего пребывания в Москве я сталкивался с такими масштабами дезинформации, что это очень мешает во что-то верить". Однако, как показывают материалы о России, публикуемые в немецких газетах, в негативном свете подаются не только политики, но и простые люди. Любимая тема: зависимость русских от употребления алкоголя. Например, газета "Sueddeutsche Zeitung" сообщает о "чрезвычайной ситуации с водкой в Москве" и о лестничных клетках в российских домах. Там, как установил корреспондент, пахнет мочой, а алкоголики в нижнем белье пьют водку прямо из бутылок. Это соответствует действительности. Но разве сообщают об увиденной рвоте из Парижа или о запахе из-под мышек в Лондоне?
Причины появления корреспонденций, на которых лежит отпечаток негативных стереотипов, коренятся в предубеждениях, складывавшихся на протяжении столетий и подогретых второй мировой войны. Сам по себе русский человек считался жестоким, некультурным варваром. Для представлений о России центральную роль по-прежнему играет память о проигранной мировой войне. В коллективной памяти запечатлелось то, что на Восточном фронте шли самые ожесточенные бои, что Россия внесла самый большой вклад в поражение Германии. Не забыт и тот факт, что немецкие солдаты нигде так не зверствовали, как в России. Чтобы как-то снять с себя свою собственную вину, после войны стали вспоминать об изнасилованиях и грабежах со стороны солдат Красной Армии.
Нанесшая травму мировая война
Раздел Германии и "холодная война" законсервировали образ врага. В сознании западных немцев роль победителя и освободителя была отведена американцам. Восточным немцам была предписана дружба с СССР. На Западе тема вины разрабатывалась в первую очередь в плане преступлений, совершенных в отношении евреев. Перестройка, согласно ученому Янсену, лишь на короткое время привела общественность в состояние эйфории.
Позиция в отношении России во главе с Путиным до сих пор еще не определена. В экономических разделах СМИ эксперты по России хвалят стабильность и экономические реформы, а в разделе фельетонов уже другие эксперты по России критикуют ее возврат к авторитарным структурам. Смешение страхов перед потенциалом страны с чувствами превосходства, возможно, и является причиной живучести и агрессивности клише. Антирусские предубеждения настолько доминируют, что "хорошие", то есть, русские, ориентированные на Запад, представляются как нечто особенное. Так, "Frankfurter Allgemeine Zeitung", публикуя беседу с одним из менеджеров Газпрома, считает достойным упоминания, что тот "в своем поведении ничем не отличается от коллеги из правления западной компании". А чего же ожидали редакторы? Человека в сером, увешанном орденами костюме из полиэстра? Или облаченного в малинового цвета пиджак от Версаче (Versace), с золотой цепью и солнезащитными очками? Немецкие средства массовой информации сосредотачивают внимание на кажущемся опровержении стереотипов и, тем самым, доказывают, сколь глубоко они засели в сознании, считают славистки из Потсдама Росвита Лев (Roswitha Loew) и Анке Пфайфер (Anke Pfeifer). Один образчик: журнал "Spiegel" помещает под фотографией подпись такого содержания: "Русские работали, не разгибая спины, целый день, никто не пьянствовал".
Объекты для шуток из советских красных времен
В одной из статей в газете "Handelsblatt" о российской космонавтике таких стереотипов просто масса: космодром Байконур создает у автора впечатление, будто это пункт сбора металлолома. Солдаты сидят, развалившись, на контрольно-пропускном пункте, старый главный инженер говорит в статье о том, что "давно утопил свою надежду в водке". Экскурсовод в музее Гагарина одета в "по-советски красную одежду" и, "судя по всему", поклоняется форменной куртке первого человека, побывавшего в космосе. После удачного старта ракеты-носителя пьют водку. Может автор, кстати, никакой не российский корреспондент, а выездной отраслевой эксперт, был одет в по-нацистски коричневую обувь и, возможно, преклонялся перед портретом Геббельса (Goebbels)? Часть Байконура действительно превратилась в площадку для металлолома, действительно, что водку пьют и космонавты и многие русские. Тот факт, что русским удалось отправлять с этой площадки для металлолома ракеты в космос - вот это был бы настоящий рассказ.
Что скрывается за всеми этими историями о водке и национализме, которые снова появляются после проигранной Россией "холодной войны"? "Подспудное чувство возмущения российской "неблагодарностью", досада, что бывший противник снова начал проявлять признаки жизни", - считает Йохен Янсен. Россия не желает присоединяться к сообществу западных ценностей, отличающемуся открытой информацией, либерализмом и эмансипацией, и остается в рамках авторитарных структур. Но вместо того, чтобы открыто критиковать это, высмеивают страну и людей, чем снова их унижают.