Партнеры Россия и Германия в состоянии в ходе предстоящих правительственных консультаций в Веймаре окончательно решить вопрос со старыми долгами. Об этом президент Владимир Путин заявил во время беседы с немецкими и российскими журналистами накануне начинающегося завтра двухдневного саммита с канцлером ФРГ Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder). Президент проявил оптимизм и что касается возврата "трофейных произведений искусства", вывезенных из Германии в Советский Союз. Говоря о горячих точках планеты, он подчеркнул, что необходимо и дальше вести совместную борьбу против терроризма. Односторонние действия против Ирака "контрпродуктивны", сказал президент. Путин проявил большую озабоченность в связи с насилием, которое наблюдается в отношениях между израильтянами и палестинцами: "Я верю, что Россия и США должны, наверное, действовать еще решительнее и активнее, как и Европейский союз". Стремление лишить Ясира Арафата (Jassir Arafat) возможности заниматься политикой он назвал "неправильным".
Пятый тур двусторонних консультаций в Веймаре мог бы принести прогресс в решении ряда старых проблем, вызывающих трения. В случае с 6,4 миллиардами трансфертных рублей, которые СССР был должен ГДР, речь идет о пересчете. Спор идет о выплате или 800 миллионов или 1,2 миллиарда долларов США. "Остается чисто техническая проблема, чтобы закрепить согласие документально. Но в принципе у нас есть все шансы договориться в Веймаре", - сказал Путин во время беседы в Кремле, которая продолжалась почти два часа.
На прошлой неделе, в пятницу вечером, Государственная Дума большинством голосов одобрила возврат Германии витражей церкви Святой Марии во Франкфурте-на-Одере. Согласно Путину, трофейные произведения искусства - это очень чувствительная тема. "При этом необходимы полный ответственности подход к проблеме, терпение и добрые отношения друг к другу. Эту атмосферу создают руководство Германии и руководство России", - подчеркнул глава Кремля. Он указал на то, что его страна передает немецкой стороне отдельные произведения искусства и намерена продолжить эту практику. Тем самым, на пути согласия президента на возврат всех 111 витражей, созданных в 14-м столетии, нет никаких преград.
Путин решительно отреагировал на критику, связанную с процессами внутри страны в сфере свободы печати, за которыми с обеспокоенностью наблюдают в Германии. "Я совершенно уверен в том, что без свободной прессы не может быть демократической России". Но если свободу печати понимают как свободу отдельных олигархов, покупать журналистов и защищать путь олигархического развития России, то она, по его словам, находится в опасности. Свобода прессы, продолжал он, видится, наоборот, "в возможности свободного, безбоязненного выражения точки зрения на развитие государства и общества".
Что касается Чечни, то Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы что-то скрывать или покрывать людей, которые нарушают закон. Но президент нисколько не сомневается в том, что проблемы сепаратизма и терроризма в кавказской республике неразрывно связаны между собой, что там продолжается борьба против терроризма. "Люди получают деньги из финансовых источников, откуда они идут и для "Аль Каиды", боевики готовятся в одних и тех же центрах и перебрасываются к нам, на Кавказ. Это международный террористический бандитизм". Россия рассчитывает на поддержку международного сообщества в этой борьбе с террором точно так же, как сама она оказала поддержку международной коалиции в борьбе против терроризма.
За шесть недель до визита президента США Джорджа Буша (George Bush) в Москву Путин заявил, что предстоящий в мае саммит может иметь действительно исторический характер в плане заключения нового договора о разоружении. Он приветствовал готовность США сократить количество боеголовок для стратегических наступательных вооружений до 1 700-2 200 единиц. "Мы работаем с нашими партнерами над формулировками и определением возможностей подписания нового документа о стратегической стабильности, который может создать фундамент для будущей стратегической стабильности в мире". Определенные разногласия намечаются в вопросе, связанном с Ираком. "У нас нет объективных подтверждений и доказательств того, что Ирак поддерживал "Аль Каиду", - сказал Путин. Проблема Ирака заключается в том, что убедить Багдад допустить в страну международных наблюдателей на объекты, где, по мнению некоторых экспертов, может производиться оружие массового уничтожения, - "у нас нет данных, что Ирак обладает таким оружием или разрабатывает его".
На вопрос, не приводит ли его решительный курс после событий 11 сентября к напряженности среди политической элиты, Путин отвечал с уверенностью. Аналогии со временами Горбачева здесь неуместны, сказал он. "В отличие от того времени, Россия сотрудничает сегодня с Западом не потому, что она хочет понравиться или получить что-то взамен. Я следую этой политике только потому, что она полностью отвечает национальным интересам России", Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить экономический рост и подъем жизненного уровня. "Этого не удастся сделать без создания благоприятной внешнеполитической атмосферы вокруг России". Президент убежден, что большинство населения, специалистов и военных понимает это: "Сближение с Западом поэтому является политикой не Путина, а политикой России".