Нефтяное эмбарго: Ирак угрожает, Иран намекает на его возможность. Но будущее не за ним, эмбарго может вызывать лишь дурные воспоминания. На дворе не 1973 год, когда арабские производители, используя нефть в качестве оружия, спровоцировали спад мировой экономики. Однако существует производитель, который, пожалуй, внимательнее всех следит за изменением ситуации на рынке: Россия. Страна мечтает обойти Саудовскую Аравию, и видит себя главным экспортером нефти на мировой рынок.
Эта идея, недавно осторожно высказанная премьер-министром России, Михаилом Касьяновым, нашла себе ряд сторонников в Вашингтоне и, быть может, скоро получит подтверждение на практике.
Впервые за 22 года, в феврале Россия вернула себе лидерство среди стран производителей нефти - 7, 28 миллионов баррелей в день, оставив позади себя Саудовскую Аравию - 7,19 миллионов баррелей в день, по данным Международного агентства энергетики в Париже. "Благодаря росту производства, за последние годы Россия (┘) предстает в качестве ключевого поставщика нефти странам Запада", - поясняют Эдвард Морс и Джеймс Ричард (Edward Morse et James Richard), в апрельском номере журнала "Foreign Affairs". "Если антитеррористическая кампания вышла на авансцену, то другая война не на жизнь, а на смерть, - по мнению экспертов, - идет между двумя крупнейшими экспортерами нефти - Саудовской Аравией и Россией за "энергетическое господство"".
После событий 11 сентября и на фоне обострения кризиса на Ближнем Востоке, вопрос о распределении нефтяных ресурсов и варьировании источников сырья встал с новой остротой.
В последние месяцы Москва не устает настаивать на том, что главным мировым потребителям, в том числе и США, необходимо обезопасить поставки нефти. "Россия должна значительно увеличить производство нефти, чтобы захватить господство на мировом рынке и обойти арабских конкурентов", - заявил недавно министр энергетики России, Игорь Юсуфов, выступая в Совете Федерации.
В то же время, мысль о том, что Россия однажды сможет заместить Саудовскую Аравию - "это преувеличение", протестует один из парижских консультантов Ассоциации по исследованиям в области энергетики (Cambridge Energy Research Associates, CERA) при университете Кембриджа, штат Массачусетс. Поскольку запасы нефти Саудовской Аравии значительно больше российских, более доступны и дешевы.
Несмотря на последние показатели улучшения эффективности российской нефтедобывающей промышленности - с 1999 года наблюдается постоянный рост - страна работает на пределе своих возможностей, тогда как Саудовское королевство, простым поворотом крана может увеличить свое производство на 50%.
Именно этот производственный резерв (3, 3 миллиона баррелей в день, что соответствует полному экспорту российской нефти) придает Саудовской Аравии такую силу. Саудовский резерв - настоящее "орудие убеждения" - он позволяет королевству контролировать цены, оказывать давление на производителей, не входящих в ОПЕК, принуждая их к сотрудничеству, резерв также является краеугольным камнем американо-саудовских отношений, (в случае срыва других поставок, Эр-Рияд станет незаменимым партнером Америки).
Старение установок
Самонадеянность и даже "абсурдность" подобных планов России, по мнению некоторых экспертов, делают такой сценарий развития событий несколько размытым. В то же время рост производства, инвестиции, вкладываемые в отрасль некоторыми российскими производителями, например компанией "Юкос" (#2 в российском списке - 17% от общего производства в стране), и усилия, направленные на создание новых нефтепроводов, говорят о желании России вернуть рынки, потерянные после падения СССР. Россия хочет утвердиться в ранге "альтернативного поставщика", и в первую очередь, на европейском рынке. Конечно, Россия не в состоянии разрешить энергетических проблем планеты, как сказал президент Chevron-Texaco, Дейв О" Рейли (Dave O'Reilly) во время своего недавнего визита в Москву. Несмотря ни на что, возвращение старого "игрока" - России на мировую сцену, свидетельствует о динамизме этого сектора российской экономики.
Но в какой мере аппетиты Москвы совместимы с политикой ограничений, введенной ОПЕК для стабилизации цен на баррель? По требованию картеля Россия, которая не является членом организации, согласилась, скрепя сердце, продлить на несколько месяцев действие декабрьских соглашений об ограничении экспорта сырой нефти. Ограничения являются символическими - 150000 баррелей в день, но все равно требования ОПЕК выполняются нехотя. По мнению экспертов, нефтяные компании экспортируют с помощью танкеров и железных дорог сырую нефть или очищенные нефтепродукты, которые не подлежат учету, поскольку не проходят по нефтепроводам государственной компании "Транснефть". Несмотря на то, что ограничения минимальны - они противоречат интересам российских компаний и правительства.
Поскольку нефтяные компании, стремящиеся увеличить прибыль, мечтают лишь об одном: довести экспорт до максимума, чтобы сделать рентабельными свои инвестиции. В свою очередь правительство рассчитывает на доходы от продажи нефти (25% федерального бюджета), чтобы быть способным к выплате внешнего долга (140 миллиардов долларов).
В настоящий момент, когда, на фоне войны на Ближнем Востоке, цена барреля нефти достигла наивысшей отметки за 6 месяцев, а российские компании производят быстрее, чем экспортируют, что вызывает перепроизводство и падение цен на локальном рынке - от 6 до 3,6 долларов за баррель - в этот момент для России очень важно дистанцироваться от ОПЕК, и при этом избежать войны цен с этой организацией. "Если рынок стабилизируется, если цены будут расти, правительство и нефтяные компании пересмотрят соглашения об ограничении", - предупредил российский премьер-министр Михаил Касьянов.
Но еще далеко до советского золотого века - когда производство сырой нефти достигало 590 миллионов тонн в год. Чтобы поддерживать нынешний уровень производства - 348 миллионов тонн в 2001 году, российскому нефтяному сектору необходимы инвестиции в размере "от 8 до 10 миллиардов долларов в год в течение последующих 20 лет", - по данным Международного агентства энергетики. Устаревание установок, малая рентабельность скважин (подача нефти на 55% месторождений составляет 10 тонн в день, против 27,6 тонн в день в 1980 году), недостаточное количество нефтепроводов и терминалов - камни преткновения для российской нефтяной отрасли.
Чтобы удовлетворить свои амбиции, Россия Владимира Путина нуждается в помощи иностранных инвесторов. Но, поскольку благоприятный юридический климат не был создан, поскольку ни один адекватный закон об участии иностранных компаний в производстве не был принят, инвестиций по-прежнему недостаточно (4 миллиарда долларов прямых инвестиций на конец 2000 года). К тому же, нужно учитывать и новых производителей в Каспийском бассейне (в особенности, Казахстан), которые намерены к 2010 году осуществлять добычу 3, 90 миллионов баррелей в день. В лучшем случае, "регион Россия - Каспий сможет к 2010 году производить 14 миллионов баррелей в день против 31, 65 миллионов баррелей в день для стран-членов ОПЕК на Среднем Востоке, считает Вера де Ладусетт (Vera de Ladoucette), директор сектора CERA по Ближнему Востоку.