Збигнев Бжезинский в период 1977-1981 годов был советником Белого дома по национальной безопасности и помогал президенту Джимми Картеру добиваться заключения соглашения между Израилем и Египтом в Кэмп-Дэвиде
Вашингтон, 7 апреля 2002 года. На протяжении более полувека Ближний Восток - наряду с Европой и Азией - является одной из трех зон, которые имеют стратегическую важность для национальных интересов Соединенных Штатов. Господство враждебной державы или крупный конфликт в любой из этих трех зон бросили бы сильный вызов способности Америки поддерживать глобальное равновесие, от которого зависит международная стабильность.
Америка пришла на Ближний Восток после того, как там закончилось английское и французское колониальное господство. Постепенно Соединенные Штаты стали главным гарантом мира в регионе и также стабильного доступа к его нефтяным ресурсам. В последние годы значимость этой роли была подчеркнута американской военной акцией против Ирака в войне в Персидском заливе. В то же время решимость Соединенных Штатов обеспечить выживание Израиля, мотивированная чувством морального долга перед народом, который перенес неизмеримые страдания, позволила выстроить становящиеся с каждым днем прочнее американо-израильские отношения, основанные на политическом и военном сотрудничестве.
Однако, учитывая интенсивность арабо-израильской враждебности, эти отношения неизбежно пришли в противоречие с американскими интересами по сохранению своего влияния на арабские страны. Совершенно очевидно, что наилучшим вариантом было бы окончательное мирное урегулирование между Израилем и палестинцами. Но, с американской точки зрения, даже отсутствие войны, при условии стабильности ситуации, было бы терпимым.
Нынешний кризис представляет серьезную угрозу интересам Соединенных Штатов. Можно бесконечно спорить, кто более виновен в возникновении конфликта: Ясир Арафат (Yasir Arafat) или Ариэль Шарон (Ariel Sharon). Ясно то, что эти двое не могут договориться между собой, и что никто из двоих не способен навязать другому свои условия мирного урегулирования. В конце концов, 4,8 млн. граждан Израиля еврейской национальности не могут постоянно принуждать к повиновению 4,5 млн. палестинцев (из которых 1,2 млн. являются гражданами Израиля второго сорта), ибо при этом были бы поставлены под угрозу демократия и чувство морального самоуважения самого Израиля. У палестинцев нет ни сил, ни международной поддержки, чтобы загнать израильтян в море, тогда как их тактика террора морально неоправданна.
Можно понять чувство негодования израильтян в связи с акциями палестинских бомбистов-самоубийц. Перед лицом подобных провокаций любое израильское правительство было бы вынуждено принять меры. Но важно отметить, что в последний год ответные акции г-на Шарона фокусируются по преимуществу на подрыве власти Палестинской автономии, что в общем-то не расходится с продолжающейся вот уже целое десятилетие оппозицией начатому в Осло мирному процессу и с его поддержкой увеличения числа колониальных поселений на Западном берегу и в полосе Газа.
Теперь, когда Палестинская автономия лежит в руинах, палестинцы скорее всего скатятся к состоянию анархии, причем их руководство проявляет склонность к поддержке находящихся в подполье более экстремистски настроенных элементов. В Израиле, и особенно среди членов партии "Ликуд", скорее всего будут все более слышны голоса, призывающие к изгнанию палестинцев со спорных территорий. Недовольство арабов очевидной пристрастностью Америки будет расти, тем самым создавая более серьезную угрозу для режимов, которые считаются дружественными Соединенным Штатам.
В таких обстоятельствах Америка не может игнорировать мировое общественное мнение. Мир практически единодушен в своих выводах, что политика Соединенных Штатов стала односторонней и морально лицемерной, с явным выражением симпатий к израильским жертвам террора и относительным безразличием к (куда более многочисленным) жертвам среди палестинского мирного населения. Под угрозой оказалась способность Америки сохранять международную поддержку своей войны с терроризмом, и особенно планов разделаться с Саддамом Хуссейном (Saddam Hussein).
Следовательно, ответную реакцию Соединенных Штатов необходимо основывать на стратегическом понимании всех вовлеченных интересов, а не на утверждениях какой-либо одной стороны. Проводимый в последние месяцы курс, который делает в основном процедурный упор на прекращение огня и меры по укреплению доверия, в то же время выжидая, когда участники конфликта сами договорятся между собой, стал рецептом для бесконечного затягивания конфликта.
Сегодня особенно очевидно, что сами по себе израильтяне и палестинцы могут только начинать войну. Их подозрительность к мотивам друг друга и их взаимная ненависть слишком велики, чтобы можно было прийти к компромиссу. Более того, каждая сторона имеет влиятельные фракции, еще более экстремистские, чем нынешнее руководство. В Израиле на смену г-ну Шарону готов прийти Беньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu), а место Ясира Арафата, если тот будет убит в ходе нынешней наступательной операции, займет какой-нибудь неизвестный воинствующий исламист.
Сделанное президентом Бушем-младшим в четверг заявление по кризису стало важным шагом к отказу администрации США от своей неоднозначной и, в последнее время, несколько непоследовательной позиции. Однако оно ошибочно по трем пунктам.
Первое, отмечая, что казавшееся близким соглашение о прекращении огня было сорвано в результате террористического взрыва 27 марта, г-н Буш-младший рискует вновь сделать процесс мирного урегулирования заложником любого возможного в будущем террористического акта. Израиль будет оправдан, если станет мстить за будущие палестинские акты терроризма, однако карательные меры должны быть направлены против фактических преступников, а не на уничтожение политической структуры Палестины.
Второе, сугубо личное осуждение Ясира Арафата г-ном Бушем-младшим подразумевает, что палестинцам следует выбирать себе руководителя, ориентируясь на вкусы американцев и даже израильтян.
Третье, заявление президента должно было ясно дать понять, что миссия на Ближний Восток государственного секретаря США Колина Пауэлла не имеет целью возобновить процесс, который фокусировался в большей мере на процедуре, нежели чем на сущности. Г-ну Пауэллу следует добиваться от арабов заявления о категорическом осуждении бомбистов-самоубийц, даже если они и сохраняют право палестинцев на сопротивление оккупации и поселениям. В таком случае г-н Арафат мог бы сделать подобное заявление так, чтобы не казалось, что он уступает американскому или израильскому диктату.
Сегодня Соединенным Штатам следует добиваться конкретного плана мирного урегулирования. Исходная точка для такого плана - основывающегося на резолюциях Организации Объединенных Наций (ООН), на прежних переговорах о мирном урегулировании, проводившихся в городе Таба, Египет, в январе 2001 года, и на предложениях саудовцев о нормализации отношений между Израилем и арабскими странами - уже имеется. Соединенным Штатам следует также дать понять, что они готовы, с согласия как Израиля, так и Палестины, развернуть в регионе миротворческие силы с целью повышения безопасности обеих сторон. Учитывая интерес Европы к сдерживанию ближневосточного кризиса, вполне возможно, что Организация Североатлантического договора (НАТО) также захочет принять участие в миротворческой операции.
Не следует питать иллюзий, что любая подобная инициатива позволить сразу же получить одобрение израильтян или палестинцев. Но, не следует недооценивать и степени влияния Соединенных Штатов, равно как и то, как сильно народы с обеих сторон стремятся найти выход. Наши собственные национальные интересы и моральные обязательства требуют, чтобы мы сделали никак не меньше.