"Расширение Организации Североатлантического договора (НАТО)" может выглядеть как экспансия на карте, но сам этот термин является неправильным. Скорее, можно говорить о том, что новые демократические страны торопятся вступить в альянс старых демократических стран, ибо только он один может гарантировать им будущее. От Балтийского до Черного и Адриатического морей 10 стран - каждая в отдельности и все вместе - сделали вступление в НАТО своей первостепенной целью.
Сценарий расширения по принципу "большого взрыва" - с включением в состав альянса трех прибалтийских государств, Словакии и Словении в Центральной Европе и Румынии и Болгарии на Черном море - всего несколько месяцев назад казался нереальным. Однако после саммита кандидатов на вступление в НАТО в Бухаресте на прошлой неделе сценарий массовых приглашений к ноябрю нынешнего года теперь стал явной возможностью. Сам саммит и единодушие его участников отражают их убежденность в том, что пространство между Балтийским, Адриатическим и Черным морями в конечном итоге является единым и неделимым с точки зрения безопасности, и что это оправдывает всеохватывающее, в отличие от постепенного, расширение НАТО.
На этой большой и разнообразной территории, традиционно характеризующейся религиозной и национальной раздробленностью, цель вступления в НАТО породила среди населяющих ее наций беспрецедентное чувство политического единства. В свою очередь, их принятие в альянс должно необратимо сцементировать эти страны новообретенной солидарностью между собой и с Западом.
Заостренный фокус на Черном море проистекает из четырех главных факторов.
Первое, это стратегическая важность данного региона для возглавляемой Соединенными Штатами нынешней и планируемых антитеррористических операций.
Второе, это растущее осознание, что регион Черного моря стратегически связан с Южным Кавказом и с богатым нефтью и природным газом Каспийским бассейном. Именно там находится высший интерес экономической безопасности Западной Европы - интерес, который в данное время лежит на американских и турецких плечах.
Третье, частично связанное в вышесказанным, это громкая поддержка Турцией, стержневым натовским членом в регионе - в данном случае выступающей вместе с Грецией - вступления в НАТО Болгарии и Румынии, чтобы закрыть брешь между юго-восточной и центрально-европейской опорами НАТО.
И четвертое, как следствие, это американская политическая инициатива, которая подталкивает все эти процессы.
Именно президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) в своем обращении в Варшаве в июне 2001 года укрупнил повестку расширения НАТО, включив в нее черноморское направление. В этом основополагающем документе г-н Буш-младший постарался подчеркнуть исторические соображения и общие ценности как основу для расширения альянса "от Балтики до Черного моря". Вскоре после этого события 11 сентября дали стратегический толчок расширению в направлении Черного моря. Динамика событий после 11 сентября подчеркивает ценность черноморского региона для стратегий США и НАТО в этом обширном районе от Балкан до Каспия и далее.
Представлявший Соединенные Штаты на саммите в Бухаресте заместитель государственного секретаря США Ричард Армитидж (Richard Armitage) призвал к "сильному расширению", "к самому полному, самому широкому расширению" альянса, когда он соберется на свой саммит в Праге в предстоящем ноябре. Г-н Армитидж также объявил, что Вашингтон проинформирует европейских союзников, "чтобы гарантировать, что в Брюсселе не будет допущено ошибок в оценке позиции Соединенных Штатов касательно самого широкого приема в НАТО".
Уровень американского представительства на саммите в Бухаресте резко контрастировал с уровнем западноевропейского представительства. Премьер-министры и министры иностранных дел стран Западной Европы не удостоили саммит своим присутствием. Западная Европа в целом выделялась своим почти полным отсутствием на встрече. Знамя Европы перед стремящимися в НАТО странами было поручено поднять министру обороны Люксембурга. Президент Польши Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski) обратился к собранию от имени стран, недавно ставших членами НАТО. Г-н Квасьневский подчеркнул жизненную важность Украины для мирового порядка, которая сегодня вырисовывается в Восточно-Центральной Европе и в зоне Черного моря. Он призвал членов НАТО и кандидатов на вступление в этот альянс развивать тесное и дружеское сотрудничество с Украиной, задуматься над возможностью принятия Украины в НАТО в будущем, оценить сильный потенциал украинского военно-промышленного комплекса для участия в совместных проектах и поддержать украинские военные реформы с тем, чтобы создать там современные воинские формирования, способные оперативно взаимодействовать с войсками союзников по НАТО.
Вслед за Эстонией, Латвией и Литвой сегодня Румыния и Болгария ведут себя как фактические союзники НАТО. Эти страны выделяют своих солдат для участия в натовских операциях по поддержанию мира на Балканах и теперь вот в состав Международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане и для участия в возглавляемой Соединенными Штатами операции "Enduring Freedom" в Средней Азии. В самом недавнем прошлом Болгария и Румыния предоставили свои аэропорты и морские порты в распоряжение возглавляемой Соединенными Штатами антитеррористической коалиции. Ясно, что НАТО выиграет в плане единения, союзной дисциплины, готовности делить общую ношу и в приобретении стратегически важных позиций, когда кандидаты станут членами альянса.
Эти страны чувствуют, что на предстоящем в ноябре в Праге саммите НАТО у них намечается "рандеву с судьбой". Там альянс примет решение, какие из кандидатов соответствуют требованиям к вступающим. На пути к точке рандеву страны-кандидаты ожидает ряд ловушек. Наиболее серьезной из этих ловушек является риск самодисквалификации. Политическое руководство в этих странах и солидные слои их общественности знают источники опасности и фокусируются на своих проблемах.
Самодисквалификация возможна, если только страны-кандидаты не примут убедительных мер борьбы с коррупцией; или если экономические реформы, такие, как прозрачная приватизация, не будут целенаправленно продвигаться в странах, которые поздно начали. Самодисквалификация возможна также и после пражского саммита, если страны, которых пригласят начать процедуру вступления в НАТО, отреагируют ослаблением своих усилий по удовлетворению требований к кандидатам.
На саммите так называемой "Вильнюсской десятки" каждый глава правительства нашел собственные слова, чтобы заявить, что рандеву в Праге в ноябре не является концом пути, но скорее началом еще более трудного этапа, ведущего получившие приглашение страны к их цели официального вступления в НАТО. В этом смысле - и предполагая, что политическое лидерство Америки сохранится - судьба заявок на прием в члены альянса находится главным образом в собственных руках этих стран.