Несмотря на иногда возникающие острые споры о том, как сделать, чтобы Организация Североатлантического договора соответствовала ситуации в мире, сложившейся после событий 11 сентября, постепенно формируется консенсус в отношении другой важной реформы западного оборонительного альянса. Похоже, что на саммите НАТО, который запланирован на ноябрь, в Организацию будет принято большое количество стран из Центральной и Восточной Европы. В очереди на вступление стоят десять стран, и администрация Буша (Bush) и руководители ведущих европейских держав, судя по всему, готовы принять как минимум семь, увеличив состав НАТО с 19 до 26 членов. Такое значительное расширение поднимает несколько щекотливых вопросов, начиная от соответствия некоторых кандидатов западным нормам демократии и военного профессионализма до того, не будет ли НАТО ослабевать из-за своего расширения. Как бы то ни было, эта инициатива имеет смысл и для Европы, и для Соединенных Штатов.
Согласно точке зрения Вашингтона расширение НАТО означает, что американские вооруженные силы принимают на себя обязательство защищать страны, которые не входят в зону исторического влияния Соединенных Штатов - например, Румынию и Болгарию на Черном море, или входившую ранее в состав Югославии Республику Словению, или прибалтийские государства Латвию, Литву и Эстонию. Тем более что, поддерживая расширение альянса за счет этих стран, администрация Буша может сделать так, чтобы интеграция Европы в период после окончания "холодной войны" происходила с продвижением американских ценностей и сохранением лидерства Соединенных Штатов на континенте. В отличие от Европейского Союза, который также готовится к значительному расширению, НАТО создает платформу для тесного сотрудничества Америки с Европой в сфере безопасности. Если эта платформа не будет расширяться в соответствии с экономической интеграцией бывшей коммунистической Восточной Европы с Западом, то эта платформа может атрофироваться и стать несоответствующей текущему моменту.
Несмотря на их небольшие размеры и относительно слабые вооруженные силы, некоторые из новых членов могут сделать значительные вклады в альянс. Болгария и Румыния, которые находятся между бывшей Югославией и Турцией, располагают тысячами военнослужащих, которые могут привлекаться к операциям на Балканах, что позволит освободить американские войска от присутствия в таких регионах, как Косово и Болгария (так в тексте, речь идет, скорее всего, о Боснии - прим. пер.). Обе эти южно-европейские страны уже помогают Соединенным Штатам в операциях в Афганистане и могут быть полезными в операциях против Ирака, если такие будут проводиться.
Настоящие выгоды от расширения НАТО заключаются, однако, в тех возможностях, которые оно предоставляет для определения направления политического и экономического развития тех европейских стран, в которых демократия и свободные рынки еще не воспринимаются как должное. Чтобы стать членами НАТО, страны - кандидаты согласились на проведение длинного списка реформ, затрагивающих различные сферы, от обеспечения свободы средств массовой информации и честных выборов до защиты прав различных меньшинств и борьбы с оборотом наркотиков и коррупцией. Администрация Буша использовала процесс принятия в Организацию, чтобы настоять на переменах, она даже предупредила одну из стран, Словакию, что она не будет принята в альянс, если позволит бывшему премьер-министру националисту придти к власти на предстоящих выборах. Конечно, нет гарантий, что реформы будут проводиться или что не будут выбраны плохие руководители после того, как эти страны будут приняты в НАТО. Однако их принятие в Организацию максимально увеличит шансы на то, что Центральная и Восточная Европа впервые в истории станет регионом стабильности и прозападных правительств. Это не решит проблемы НАТО по определению своих задач и не прекратит трансатлантических споров о военных возможностях и политическом сотрудничестве. Однако крупное и успешное расширение в любом случае будет большим достижением.