9 апреля 2002 года. После 11 сентября отмечается нарастание скептического отношения к королевству Саудовская Аравия как к союзнику, который не разделяет наших целей и ценностей и как к ключевому поставщику нефти. В подкрепление своих позиций некоторые критики утверждают, что саудовская нефть нам вскоре будет не нужна, и что роль этого королевства как поставщика на крайний случай перейдет к новому энергетическому колоссу, России. Эти рассуждения страдают существенными недостатками и, если будут доведены до своего логического следствия, могут привести к несчастью.
Саудовская Аравия, в которой разведанные запасы нефти составляют 260 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л), ежесуточно добывает 7,4 млн. баррелей. Россия, резервы которой оцениваются в 48 млрд. баррелей, производит 7 млн. баррелей в сутки. Хотя суточные объемы нефтедобычи в двух странах примерно сопоставимы, между ними имеются громадные различия.
В России на долю 10 компаний приходится 79% всей нефтедобычи. Эти компании вроде "Юкос" и "Лукойл", созданные из хаоса и коррупции российской приватизации 1990-х годов, стремятся получить общественное признание как международные нефтяные компании, стоящие в одном ряду с "ExxonMobil", "ChevronTexaco","Shell" и им подобными. За последние 5 лет они добились существенных успехов, но им все еще недостает стабильности и отчетности международной компании.
Более того, хотя добыча нефти растет, это происходит главным образом в результате совершенствования методов нефтедобычи, что позволяет добывать больше нефти на каждой действующей скважине вместо того, чтобы вести дальнейшую разведку. Поиски новых месторождений рискованны и капиталоемки, но необходимы для осуществления длительной программы нефтедобычи. Было бы ошибкой в данной ситуации базировать энергетическую безопасность индустриализованного мира на российских компаниях. Более того, Москва, вполне вероятно, может не быть идеальным энергетическим партнером, поскольку ее интересы, ценности и политика зачастую не совпадают с нашими.
"Saudi Aramco", национальная саудовская компания, принадлежащая правительству, была создана в конце 1970-х годов путем национализации долей активов компаний "Exxon", "Chevron", "Mobil" и "Texaco". "Saudi Aramco" - не только крупный производитель; она также имеет резервные мощности по добыче еще 3 млн. баррелей в сутки. Это критически важно как гарантия на случай потенциальных нефтяных шоков. Это также обеспечивает Саудовской Аравии крепкие позиции на нефтяном рынке. Имея резервные мощности, саудовцы могут варьировать объемами добычи и тем самым влиять на - если не контролировать - цены на нефть.
Роль стабилизатора рыночных цен, которую выполняет производитель, способный варьировать объемами поставок, очень важна для нормальной работы международных нефтяных рынков. Резерв мощностей, который Саудовская Аравия сохраняет ценой больших расходов, позволяет миру спокойно воспринимать регулярные уходы Ирака с нефтяного рынка. Он дает рынкам возможность не паниковать при всяком инциденте, гражданской войне или революции. Без него были бы цикличные взрывы, которые способны дестабилизировать экономику многих стран - о чем свидетельствует разрушительная стагфляция 1970-х годов. Саудовская Аравия выступает гарантом на чрезвычайный случай, центральным банком нефтяного рынка, который обеспечивает ликвидность и успокоение в трудные времена.
Россия никогда не может быть колеблющимся производителем нефти по целому ряду причин. Первая причина - это погода. Если Россия вводит скважину в эксплуатацию, необходимо постоянно выкачивать из нее нефть, иначе она замерзнет и взорвется. В Саудовской Аравии скважины замерзают редко. Точно так же, вне зависимости от того, чего хотело бы правительство, российские компании и их инвесторы стремятся во все времена к высоким прибылям от своих самых важных активов: действующих нефтяных скважин. Только правительства могут себе позволить иметь активы, которые не дают прибыли.
Критика некоторых сторон жизни саудовского общества - коррумпированные принцы, поддержка антиамериканского фундаментализма, дурное обращение с женщинами - возможно, имеет под собой законные основания. Но историю Саудовской Аравии как надежного поставщика нефти в последние 25 лет невозможно оспорить. Мы не может проводить политику отказа от Саудовской Аравии в пользу России. Такого варианта для нас не существует. Зависимость Америки от импортной нефти уже превосходит 3 млн. баррелей в сутки за последние 5 лет, и скорее всего темпы роста этой зависимости сохранятся в предстоящие 10 лет, в результате чего импорт нефти превысит 15 млн. баррелей в сутки, что равно нынешнему совокупному суточному объему нефтедобычи России и Саудовской Аравии.
Американская политика в области нефти должна учитывать, что разнообразие поставщиков равнозначно безопасности поставок. Миру будет столько же нужна российская нефть, сколько западно-африканская, каспийская, латиноамериканская и европейская нефть - но ее никогда не будет в достатке. Суровая правда жизни состоит в том, что Ближний Восток в целом и Саудовская Аравия, в частности, были, есть и останутся краеугольным камнем нефтяных рынков до тех пор, пока индустриализованный мир сохраняет свою зависимость от нефти.