Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда речь идет о России, инвестор должен беспокоиться

Ибо его инвестиции могут вылететь в трубу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осуществляемые президентом России Владимиром Путиным экономические реформы не помешали возникновению спора из-за сделанных одной американской фирмой инвестиций в размере восьми миллионов долларов США в обанкротившийся завод. Когда дело запахло прибылью, российские чиновники сплотились в борьбе против инвестора.

Гусь-Хрустальный, Россия - Когда в мае президент Буш (Bush) посетит с визитом президента России Владимира Путина, он, несомненно, затронет тему экономического возрождения, которому способствовали действия его друга Владимира. Однако президенты также, вероятно, обсудят и ожесточенную юридическую борьбу, ведущуюся из-за инвестиций в размере восьми миллионов долларов США, сделанных одной американской фирмой в обанкротившийся завод по производству хрусталя, находящийся в небольшом городке Гусь-Хрустальный в ста милях (одна миля равна 1609 метров - прим. пер.) к востоку от Москвы. "Дело Сойера" ("Sawyer case"), как оно известно в американских деловых кругах, представляет собой проверку того, насколько широко может простираться экономическое чудо Путина.

Всего за два года правления Путина российская экономика под его руководством удивила мир. После десятилетнего упадочного курса постсоветской рыночной экономики, который был причиной растущей инфляции, процветающей коррупции и рушащейся национальной валюты, Россия возвращается к нормальной экономике.

В прошлом году рост составил более 5 процентов, а в 2000 году - около 9 процентов. Инфляция в прошлом году составила 18,6 процента, по сравнению с 84 процентами в 1998 году. Россия собирается выплатить в этом году 130 миллиардов долларов своего внешнего долга без международной помощи, и Путин пообещал сократить долговую ношу с объема, равного 130 процентам валового национального продукта до 40 процентов к концу 2004 года.

"С фундаментальной точки зрения, дела никогда не обстояли лучше", - говорит Роберт Эйджи (Robert Agee), работающий в Москве генеральный менеджер по Восточной Европе и Средней Азии компании "Cisco Systems".

Однако Гусь-Хрустальный представляет собой совершенно другую историю. В этом месте, как и в большинстве сельских областей за пределами Москвы, есть мало признаков реального экономического роста. В этой деревне, состоящей из простых деревянных домов и до сих пор поддерживающей коммунистов, все еще продолжается приватизация государственных предприятий.

Еда, которая в Москве может стоить 30 долларов, тут может стоить всего три. В близлежащем городе Владимире есть ресторан "Макдональдс", однако большинство сэндвичей делается в Москве, находящейся в трех часах езды на машине отсюда.

Вот, возможно, более говорящий за себя пример: усилия местных властей по лишению американской компании "Sawyer Research Products" контроля над заводом по производству хрусталя. Эта борьба знаменует собой давнюю проблему, которая беспокоит потенциальных американских инвесторов: судебную систему, которая практически не предоставляет иностранным компаниям реальной защиты от принуждений, присвоения имущества и открытых агрессивных действий.

"Чем дальше вы удаляетесь от больших городов, тем ситуация становится хуже, - говорит Вильям Лэш Третий (William Lash III), помощник министра торговли США. - Может быть, дело Сойера и не является многомиллиардным спором, однако, когда речь идет о ситуации, когда компания делала все как нужно┘ честно говоря, это (лишение компании контроля над заводом - прим. пер.) выглядит неправильно".

Финансовые аналитики и иностранные компании все с возрастающей готовностью инвестируют в Россию. Однако среди них до сих заметны опасения, так как опыт компании "Sawyer" является наглядным примером.

"Sawyer", американский производитель используемого в электронной промышленности кварца, стал акционером расположенного в Гусь-Хрустальном хрустального завода во время его приватизации в 1994 году.

В 1997 году, когда завод был объявлен банкротом, "Sawyer" начал осуществлять план реконструкции, чтобы спасти одно из его подразделений. Были уплачены долги в размере полутора миллионов долларов. "Sawyer" взял в аренду на 25 лет одно из принадлежащих заводу предприятий, и оснастил его оборудованием стоимостью три миллиона долларов, чтобы производить соответствующий мировым стандартам кварц для применения в электронной промышленности. В работе предприятия было занято около 130 местных работников.

Однако, как только предприятие стало проявлять признаки прибыльности, у "Sawyer" начались проблемы. В мае прошлого года местный прокурор, действующий совместно с властями города Владимир, признал незаконной осуществляемую компанией "Sawyer" аренду, заявив, что завод является стратегическим объектом России, который не может контролироваться иностранной фирмой. Было принято решение о местном управлении.

Началась тяжелая судебная борьба. Представители "Sawyer" и американские дипломаты говорят, что на принятие решений против американской компании оказывало влияние политическое давление местных властей.

Недавно компании удалось вернуть себе по крайней мере частичный контроль над оборудованием завода стоимостью в один миллион долларов. Однако до сих пор местные власти не издали в этой связи никаких распоряжений.

В.И.Маторин, который, будучи старшим судебным приставом Владимирской области, отвечает за претворение в жизнь судебных решений, сказал в январе местной газете, что судебные решения, которые имеют неблагоприятные последствия для местной промышленности, иногда должны блокироваться. "Иногда мы сами можем видеть, что исполнение судебного решения может потребовать смену владельца, который будет из другого региона, и действия которого не будут идти на благо нашего региона и на благо работников", - сказал Маторин.

Посол Соединенных Штатов в России Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) обсуждал вопрос о "деле Сойера" с Путиным, когда российский руководитель в ноябре прошлого года находился с визитом в Соединенных Штатах, сообщают американские дипломаты. Когда российский премьер-министр Михаил Касьянов был с визитом в США в феврале этого года, ему также было сказано, что дело должно быть решено до майского саммита президентов Буша и Путина, сообщают чиновники из американской администрации.

Однако, как жалуются американские официальные лица, дело до сих томится в византийской системе местной судебной власти России.

В конце прошлого месяца федеральный арбитражный суд отменил два решения нижестоящего суда и постановил, что "Sawyer" должен нынешним управляющим завода около 265 тысяч долларов США в виде возмещения убытков, сделав вывод, что "Sawyer" получил незаконную выгоду от аренды, которая никогда не была законной.

В прошлом месяце во время своей поездки в Россию руководитель компании "Sawyer" Гари Джонсон (Gary Johnson) встречался с представителями Инвестиционного агентства Центрального федерального округа, квазиправительственного органа, учрежденного для того, чтобы помогать регулировать подобные споры, однако не получил ни одного предложения помощи.

Джонсон вернулся из России глубоко обескураженным. "Восьмимиллионные инвестиции компании "Sawyer" в настоящее время безвозвратно теряются и для России и для компании", - говорит Джонсон.

Представитель министерства торговли США Вильям Лэш говорит, что федеральные власти в Москве в общем согласны с тем, что дело было решено неправильно, однако отказываются что-либо предпринять в этом отношении. "Никто еще не сказал нам, что мы в чем-то неправы. В глубине души я убежден, что они думают следующим образом: а стоит ли ввязываться в это дело?"

Московские власти перенаправили запрос газеты "USA Today" о деле Сойера Дмитрию Козаку, высокопоставленному помощнику Путина, который возглавляет грандиозный проект судебной реформы. Однако Козак отказался дать интервью.

Российские власти, как бы то ни было, отвергают любые предположения о неправильных действиях российской стороны. "Я не думаю, что то, что компания "Sawyer" делала здесь, можно назвать инвестициями", - говорит Михаил Гуменный, коммерческий директор завода кварцевого стекла, управляющий заводом в настоящее время. Он заявил, что тот факт, что в один из дней прошлого месяца на предприятии работало гораздо меньше работников, чем обычно, не является показателем того, что завод работает не в полную силу.

"Все, что они (компания "Sawyer" - прим. пер.) сделали - это арендовали некоторые производственные мощности, провели некоторые ремонтные работы, установили некоторое оборудование┘ и все это было направлено на получение прибыли", - говорит Гуменный.

Местные власти занимают такую же позицию. Борис Карцев, заместитель руководителя Владимирской области, также не обращает внимания на жалобы американцев. К американцам во Владимире относятся справедливо, говорит Карцев, в шутку добавляя, что "не так, как было на Олимпиаде". Как и большинство россиян, он считает, что в Солт-Лейк-Сити к российской команде относились несправедливо.

В большинстве случаев "американцы и россияне извлекают обоюдную выгоду от совместной работы, - говорит Карцев. - В данном случае нам этого не удалось".

И американские и российские участники возросших американо-российских деловых связей опасаются, что дело Сойера отпугнет потенциальных инвесторов в то время, когда Путин и его экономическая команда практически все делают действительно правильно.

Когда во время российского финансового кризиса 1998 года рухнул рубль и обанкротились некоторые ведущие банки, нарождающаяся рыночная экономика была потрясена до основания. Большинство иностранных компаний "заявили, что они не собираются уходить из страны, однако многие из них значительно сократили объемы своей деятельности, - говорит Питер Петтибоун (Peter Pettibone), московский партнер юридической фирмы "Hogan and Hartson". - Общая активность снизилась в два или три раза".

Сегодня Петтибоун, который развивал американо-российские деловые связи на протяжении тридцати лет, говорит, что российская экономика никогда не была более активной или более стабильной. Он признает, однако, что дело Сойера показывает, что риск все еще остается. "Несомненно, должны быть приняты разумные решения, учитывающие все факторы", - говорит Петтибоун.

В значительной степени экономический рост России происходит из-за сохраняющихся высоких цен на нефть, являющуюся главным экспортным сырьем страны. Однако Блейк Маршалл (Blake Marshall), исполнительный директор Американо-российского делового совета, утверждает, что российская экономика имеет признаки роста.

Маршалл говорит, что в прошлом году в России наблюдался рост во всех ключевых отраслях экономики - от сельского хозяйства до промышленного производства.

Введение в прошлом году плоской 13-процентной шкалы подоходного налога привело к тому, что сбор налогов вырос на 50 процентов. С 1 января этого года налоги на прибыль предприятий снизились с 35 процентов до 24 процентов и позволяет еще больше снизить расходы предприятий. Путин также начал наступление на коррупцию. Новым законом количество видов деятельности, на осуществление которых нужна лицензия, снижено с 2000 до 1000. чем меньше бумаг будет проходить через руки чиновников, тем меньше возможностей для взяток и вымогательств.

"Экономика сильна. Она доказала, что она гораздо более жизнестойка и может сопротивляться внешним воздействиям, таким, как, например, всемирный спад", говорит Маршалл. Во многих других странах в прошлом году наблюдался экономический спад, в то время как в России был более чем 5-процентный рост.

Экономический климат в стране, по словам американских дипломатов, положительный. "Это не то изобилие, которое было в России в 1997 году, когда каждый говорил: 'Боже мой, у нас рыночная экономика, рынок создан, и мы легко зарабатываем огромные деньги', - соглашается представитель компании "Cisco Systems" Эйджи. - Те безмятежные дни давно прошли, и горькие уроки уже усвоены. И это хорошо. Люди знают, что вы не собираетесь делать легкие деньги, и вы делаете деньги по-старому".

Администрация Буша считает, что развитие американо-российских деловых связей и рост частных инвестиций в Россию имеют важное значение для помощи Путину в продолжении осуществления программы реформ.

Однако американские чиновники также предупреждают, имея в виду дело Сойера, что для американских фирм, ведущих бизнес в России, продолжает существовать значительный риск.

Министр торговли США Дон Эванс (Don Evans) "всегда говорил, что российский рынок не является абсолютно надежным для компаний, - отмечает Лэш. - Однако я считаю, что это правда для любых развивающихся рынков".

"Российский рынок все еще развивается. Мы не можем всегда знать, какие будут правила. Мы не можем всегда знать, что на этом рынке случится".