Эстер Бенбасса, специалист по иудаизму, директор по научной работе Национального центра научных исследований, соавтор (совместно с Ж.-К. Аттиасом ) работы "Есть ли будущее у евреев?
Что делать еврею, который просыпается утром под звук новостей разного происхождения, но каждая из которых несет разоблачение репрессий, совершенных израильской армией на палестинских территориях? Даже если бы лишь малая толика этого была правдой, это было бы уже слишком. Теракты против мирного населения повергают нас в отчаяние. Но мы продолжаем звонить своим близким, которые находятся там, мы дрожим вместе с ними, мы испытываем ту же тоску. Гнев переполняет наши сердца, где бы мы ни находились на этой земле. А затем приходит стыд, когда мы узнаем об ужасах, которые приходится вынести палестинцам.
Как, будучи евреем, оставаться слепым и глухим ко всему этому? Как мы, еще вчера гонимые, можем теперь преследовать палестинцев? Иные говорят: это война, другие вторят им: это делается, чтобы помешать террористам убивать невинных людей. Но если терроризм недопустим, то же самое можно сказать и о том, что происходит на территориях. Ничто не может оправдать насилия, разве что та убийственная логика, что овладела Ближним Востоком. Закон "око за око" вновь входит в свои права. В то же время, если Библия требует "возьми душу за душу, око за око, зуб за зуб┘ Исход. 21,23 - 25), богословы никогда не требовали автоматического применения этой заповеди. В конечном счете, ограничить область применения того или иного принципа - легко: что толку если окривеет тот, кто вырвал глаз у своего ближнего, отрубивший чужую руку станет безруким, а искалечивший другого сам станет калекой? Однако, это не означает, что не нужно преследовать виновного, опасность в другом - в неадекватном наказании.
Здравомыслящие люди в Израиле выступили против логики репрессий. Конечно, после начала второй Интифады число таких людей значительно уменьшилось, но они существуют и хотят быть услышанными, рискуя быть обвиненными в предательстве. Солдаты не подчиняются приказам, они "взрываются", видя непонимание со стороны большей части их соотечественников. Но есть и такие, кто молчаливо осуждает действия правительства, но их голосов не слышно. В диаспоре также раздаются крики возмущения, но преобладают те из экстремистов и руководителей общин, которые занимают одностороннюю позицию и тем самым вносят раздражение и разлад в собственные группы. Хотим ли мы, чтобы к этой безумной войне прибавилась еще одна - война арабов и евреев диаспоры? Война религий может прийти на смену войне наций┘ Синагоги горят, раздаются зажигательные речи, виновников часто очень трудно найти, хотя они известны заранее. Консистория вспоминает Хрустальную ночь. Лексикон изменился, сравнения все более яркие. Во Франции акты насилия подверглись осуждению на самом высшем уровне, приняты меры по усилению безопасности в местах служения культу. Но никто не предлагает никакого плана действий, чтобы разрешить ситуацию на Ближнем Востоке. Таковы правила игры накануне выборов.
Мы не хотим войны общин на территории Франции Необходимо разоблачить антиеврейские акты и бороться с ними, но не приклеивать старых схем к нынешней войне на измор, которая идет там, в Израиле, не говорить по любому поводу об "антисемитизме". Теперь принято падать в обморок при упоминании нового слова "юдофобия", видеть в исламизации пригородов корень всех бед, теперь принято обвинять критиков Израиля в "антисемитизме". И все это воспринимается серьезно и выдается за чистую монету, никто даже не задается вопросом, имеют ли эти утверждения связь с реальностью, если только они не опровергаются в серьезных исследованиях.
До какой степени можно дискредитировать пригороды и арабов, живущих в них, итак находящихся под подозрением, как если бы они были заняты лишь организацией заговора против евреев, и ничем иным? Разве это поможет Израилю? Ни манифестации, ни брань, ни потасовки не приближают нас к решению вопроса. Уже давно можно было найти более эффективные средства и добиться взаимного признания между сообществами, одно из которых идентифицирует себя с палестинцами, а другое с израильтянами.
Конфликты между общинами могут в ближайшем будущем принять дурной оборот, эскалация насилия может начаться по аналогии с Ближним Востоком. Если прольется кровь, трудно будет искать путей назад. Националистские войны рано или поздно заканчиваются. Наступит день, когда будет создано палестинское государство. И оно сможет превозмочь все страдания, похоронить всех своих мертвых. А нам, французским евреям придется жить бок о бок с арабами, иногда в одних и тех же кварталах, в одних и тех же муниципальных домах. Парадоксально, но нам, возможно, будет труднее достичь перемирия. Почему бы нам не сделать первый шаг, не дожидаясь ответных шагов со стороны арабов? Не следует ли нам спасти честь Израиля?
Конечно, евреи не жгут мечетей. Но евреи, которые идентифицируют себя с Израилем, находятся в лагере "победителей". Предположим, арабы из пригородов совершили все те акты, о которых идет речь, - но это не просто способ свести счеты с французской республикой: они идентифицируют себя с палестинцами, которые, на данный момент терпят поражение, которые унижены. Ни те, ни другие не правы. Вернемся на пути здравомыслия. Многие евреи диаспоры солидарны с народом Израиля, но при этом многие другие отказываются связывать себя с Израилем Шарона (Sharon). И что, нам следует из-за этого начать войну?
Напомню, что поддерживать Израиль, - это требование этики, знаменитой межчеловеческой этики, на которой основывается мысль Левинаса. Этика делает нас ответственными за страдания другого. Еврейское государство до 1967 года еще могло похвастаться некой моралью. Но оккупация стала ярмом на шее у всего народа. Как можно оставаться евреем, жить по-еврейски, и носить в себе такой стыд? Стыд и гнев. Стыд и гнев от нашего бессилия помешать смерти стольких мужчин и женщин, израильтян и палестинцев, от бессилия противостоять катаклизму. Наша этика и наша поддержка Израилю требуют от нас поставить под сомнения последние действия его правительства. Во имя того, что делает нас евреями, евреями, которые не хотят больше стыдится ни Израиля, ни себя самих. В книге "Трудная свобода" Левинас писал: "Вечность еврейского народа - не в гордыне национализма, обостренного гонениями". Вечность в другом, она - в уважении наций.