Москва, 10 апреля 2002 года. Сегодня вечером контрразведывательная служба России заявила, что ею разоблачена американская шпионская сеть, которая в ходе вербовки специалиста одного совершенного секретного военного предприятия применяла психотропные препараты.
Российское телевидение и агентство новостей "Interfax" сообщили, что неназванная женщина - сотрудник Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, работавшая под прикрытием дипломата среднего ранга, была вынуждена покинуть Москву после того, как провалился шпионский заговор, который был нацелен на российские проекты в области систем оружия и военное сотрудничество России с бывшими советскими республиками.
Агентство новостей "Interfax" сообщило также, что с этим военным специалистом, надо полагать, за пределами России, встречался сотрудник ЦРУ Дэвид Робертсон (David Robertson). Но, как сообщило это агентство, ссылаясь на заявления сотрудников контрразведывательной службы, этот военный специалист давно уже сотрудничает с российскими спецагентами, и никакие военные секреты России скомпрометированы не были.
Американские официальные лица от комментариев по данному делу воздерживаются.
Сегодняшнее разоблачение, которое россияне называют "неопровержимым", сделано в момент, когда в Мадриде встречаются министр иностранных дел Игорь Иванов и государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell). Ссылаясь на высказывания официальных лиц, агентство новостей "Interfax" сообщило, что Россия, возможно, направит ноту протеста в связи со шпионским инцидентом, тем самым водрузив еще один камень на и без того уже трудной тропе к улучшенным отношениям. Но здешние аналитики политических проблем сказали, что едва ли это серьезно помешает диалогу между двумя нациями.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) - служба внутренней безопасности, ставшая наследницей советского Комитета государственной безопасности (КГБ) - не сообщила российским средствам массовой информации (СМИ) почти никаких подробностей этого шпионского дела, но контролируемая государством главная российская телевизионная сеть, ОРТ, передала, что все началось с того, что один человек, который мог вспомнить только свое имя, Виктор, был доставлен полицией в российское посольство в неназванной бывшей советской республике.
Согласно свидетельствам официальных лиц, Виктор ничего не мог вспомнить, кроме того, что посетил американское дипломатическое представительство, чтобы справиться там о своих родственниках, проживающих в Соединенных Штатах Америки. Расследование показало, что он является ученым одного из предприятий российского министерства обороны и что в апреле 2001 года в американском посольстве ему дали неизвестный психотропный препарат.
"ФСБ подвергла его нескольким исследованиям, - сообщил телеканалу НТВ неназванный спецагент, - и мы установили, что ему были известны некоторые государственные секреты, и что он длительное время подвергался воздействию психотропных препаратов". Проинтервьюированный телеканалом ОРТ официальный сотрудник российской спецслужбы сказал, что этот ученый согласился стать двойным агентом, и что впоследствии американские агенты посылали ему на первый взгляд безобидные письма, на которых, если их окунуть в воду, можно было прочесть закодированные инструкции. Российские спецагенты осуществляли слежку за ученым и установили, что этой операцией руководит сотрудник американского посольства в Москве.
В последние 2 года Россия возвестила о целой серии драматичных контрразведывательных успехов. Но, если некоторые дела были расценены как достоверные, группы правозащитников и другие критики утверждают, что в ряде случаев это были сфальсифицированные дела, рассчитанные на пропагандистский эффект.
После 11 сентября Россия и Соединенные Штаты сблизились. Нападения подтолкнули президента Владимира Путина к переориентации российской политики в сторону Запада, и сегодня их разведывательные службы осуществляют обмен информацией по терроризму и другим криминальным деяниям. Однако официальные представители обеих наций молчаливо признают, что шпионаж времен "холодной войны" пока не прекратился, и едва ли это случится скоро.