"Характер и широта нынешней военной операции Израиля на оккупированных палестинских территориях указывает на то, что Израиль принял стратегическое решение положить конец мирному процессу, начатому в Осло, в рамках которого определялись отношения между Израилем и Палестиной в течение последних 10 лет" (1). От Рамаллаха до Вифлеема, от Наплуза до Дженина, 4 дивизии израильской армии (на одну больше, чем понадобилось для завоевания Синайского полуострова в 1967(2)) стремятся разрушить, в первую очередь, Палестинскую автономию, ее структуры, ее символы, и ее лидера. И неважно, что автономия осудила теракты-самоубийства, ее власти в принципе "виновны", тогда как организаторы терактов - "Хамас" и "Исламский джихад" - очень редко упоминаются в израильских коммюнике.
Но Ариэлю Шарону (Ariel Sharon) недостаточно стереть в порошок Автономию и освободиться от бремени соглашений, достигнутых в Осло, "величайшей катастрофы, когда-либо происходившей с Израилем", по его словам. Его стратегическая цель - капитуляция палестинского народа и его отказ от сопротивления в любой форме. По этой причине следовало нанести удар, и сильный удар; 5 марта генерал Шарон пояснил: "Мы должны нанести решающий удар. Мы должны нанести им значительные потери, чтобы они поняли, что не могут продолжать использовать террор для реализации своих политических целей (3)".
Израильская армия осуществляет на практике эти "принципы": систематически разрушая инфраструктуры Автономии - некоторые из которых финансируются ЕС - бомбардировки лагерей беженцев без разбора, разрушенные дома, атаки на госпитали, вмешательство в работу клиник и сил безопасности - что привело к протесту (исключительный случай) Международного Красного Креста - грабежи, кражи, разрушение всех материальных и социальных условий жизни палестинцев (4). Международным журналистам и обозревателям часто запрещают работать или вытесняют их с места событий.
Премьер-министр Шарон также надеется, что, после того, как он избавится от Автономии и Ясира Арафата (Yasser Arafat), ему удастся принять "долгосрочное решение", на котором он настаивает с 1998 года (5): несколько палестинских бантустанов на самоуправлении, в ошейнике еврейских колоний, сеть которых продолжает расширяться с момента подписания соглашений в Осло в 1993 году; палестинцы сами ведут свои дела, но не имеют никакой формы суверенитета.
Этот маневр обречен на провал. Как подчеркивает израильский историк Зеев Штернхелл (Zeev Sternhell): "Лишь больной ум может надеяться, что оккупация территорий положит конец сопротивлению и террору"(6). Вторая Интифада длится 18 месяцев - она является ответом палестинцев на незаконную оккупацию, которая продолжается на протяжении уже 35 лет, несмотря на многочисленные резолюции ООН, и в ущерб соглашениям в Осло. Несмотря на жестокие страдания, палестинцы не отказываются от своей конечной цели - немедленного прекращения оккупации. Палестинская автономия, "Фатх" и основные партии, за исключением "Хамас", требуют создания независимого государства на территориях, оккупированных в июне 1967 года, со столицей в Восточном Иерусалиме, на границе с государством Израиль.
Их право признано международным сообществом, в том числе и Вашингтоном, который взял на себя инициативу по принятию в Совете Безопасности ООН 13 марта 2002 года резолюции # 1397: в ней отражено "видение региона, в котором два государства Израиль и Палестина живут бок о бок, в прочных и признанных границах". Арабский саммит в Бейруте 27 и 28 марта 2002 года единодушно утвердил план наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы бен Абделазиза (Abdallah Ben Abdelaziz), подразумевающий "нормализацию" отношений с Израилем в обмен на отвод израильской армии на позиции 4 июня 1967 года. На переговорах в Табе между правительством Эхуда Барака (Ehoud Barak) и Палестинской автономией, прошедших в январе 2001 года, были обрисованы контуры компромисса, приемлемого для обоих народов (7).
Два основных препятствия стоят на пути мирного решения конфликта. С одной стороны, это американская администрация, которая является последним "прибежищем" политики правительства Шарона, несмотря на заявления Джорджа Буша (George Bush) последних дней с требованиями вывода израильских частей. С другой стороны, это "лагерь противников" в Израиле под предводительством генерала Шарона, которому удалось добиться поддержки у большинства населения, потрясенного кровавыми терактами. Эти атаки, направленные против гражданского населения, не только достойны морального осуждения, наравне с политикой израильской армии. Они также политически бессмысленны, поскольку снижают до минимума вероятность прихода к власти в Израиле "сил мира", взамен военного правительства Шарона (8).
Палестинцы продолжают оказывать сопротивление оккупации, поскольку отсутствует ясная перспектива и точный календарь вывода войск с территорий. Как выйти из этого тупика, который на руку экстремистам? Получила хождение идея нового текста Совета Безопасности, "резолюции новых оснований", в котором был бы точно зафиксирован предмет переговоров - уход Израиля со всех территорий, оккупированных в июне 1967 года, создание Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, справедливое решение проблемы беженцев, нормализация отношений Израиля с его арабскими соседями, и немедленное прекращение огня. Следовало бы добиться того, чтобы США и Европейский Союз не оставили этот текст "мертвой буквой".
Если мирные инициативы потерпят неудачу, эскалация войны может погрузить регион в хаос, и народы Израиля и Палестины будут первыми расплачиваться за это. Ибо господин Шарон, похоже, неспособен искоренить терроризм. Только в марте месяце более 120 израильтян были убиты, эта цифра не имеет аналогов в истории страны, если оставить в стороне войны с арабскими соседями. Во время войны в Ливане 1982 года генерал Шарон уже преследовал подобные цели: его акция стоила жизни 18000 ливанцев, что дало толчок к созданию "Хезболлах". Репрессии и оккупация неизбежно порождают сопротивление, но также ненависть и безумие; они питают новые поколения камикадзе. Кроме того, растет напряженность на границе с Ливаном, манифестации в арабском мире указывают на то, что возмущение может достичь предела, что может угрожать действующим режимам, в частности, в Иордании.
В настоящий момент, приоритетом остается защита палестинского населения от "повторения Ливана", о чем заявляют силы "мира" в Израиле, разоблачающие политику войны генерала Шарона. Сколько понадобится времени, для того чтобы добиться вывода израильских войск из палестинских городов - как того требуют резолюции 1402 и 1403 Совета безопасности - и введения буферных международных сил, которые будут помогать в работе отважным представителям гуманитарных миссий? Как долго еще политика "двойных стандартов" США сможет продолжаться, не приводя к потрясениям порядка в регионе и к подрыву отношений между западным и мусульманским миром?
(1). Ghassan Khatib, Palestine Report, Jerusalem Media Communication Center, 3 апреля.
(2). Цит. по Zeev Sternhell, Haaretz, Tel-Aviv, 5 апреля 2002
(3) Цит. по Avi Shlaim, " Sharon's dangerous designs ", International Herald Tribune, Paris, 5 апреля 2002.
(4) Известны многочисленные случаи расправ, и израильская организация по защите прав личности B"tselem сообщает о случаях пыток заключенных.
(5) См. Haaretz, 5 ноября 1998.
(6) Zeev Sternhell, там же.
(7) Напомним, что эта последняя попытка переговоров состоялась за несколько дней до выборов в Израиле, по результатам которых господин Шарон пришел к власти. Переговоры были приостановлены по требованию Барака, тогда как палестинцы настаивали на их продолжении. Хронику переговоров в Табе можно прочитать на сайте "Monde Diplomatique". См. также "Ближний Восток, упущенный мир", Le Monde Diplomatique, сентябрь 2001.
(8) По данным опроса Yedioth Aharonoth, опубликованном 5 апреля, 73 % израильтян склоняются к идее создания Палестинского государства в рамках глобального соглашения.