Москва, 15 апреля 2002 года. "С трезвомыслящим и решительно настроенным президентом, деловой Государственной Думой и несколькими прирученными олигархами Россия начинает на удивление походить на все остальные места", - говорит работающий в Москве аналитик финансовых проблем Эрик Краус (Eric Kraus). Как кажется, такое положение дел вполне устраивает российскую общественность. Популярность Владимира Путина после 2 лет пребывания на посту президента по-прежнему высока. По результатам опросов общественного мнения, его деятельность одобряют 70-75% опрошенных. До конца первого срока его президентства остается еще 2 года. Но единственный связанный с выборами 2004 года вопрос, который задает большинство народа, это найдутся ли в стране серьезные политики, которые захотят выставить свою кандидатуру против него и потерпеть поражение с рекордным отставанием.
Лидер правоцентристского движения "Яблоко" Григорий Явлинский - один из возможных претендентов на пост президента. А пока он остается убедительным критиком внутренней политики г-на Путина, в то же время аплодируя новой, ориентирующейся на Запад внешней политике. Он заявляет, что г-н Путин дал России "контролируемую демократию". Все политические институты, не считая самого президентства, становятся "пустыми формами", национальной телевидение находится под контролем государства, а судебная система "выполняет приказы сверху", говорит он.
Возможно, все так и есть. Вся беда в том, что все это, как кажется, соответствует желаниям многих российских избирателей. "Народ готов быть более сдержанным в своем одобрении демократических принципов и поддержать авторитарное правление", - сказал в марте с.г. Юрий Левада, один из ведущих специалистов по опросам общественного мнения. Более 70% опрошенных хотят "сильного руководителя" больше, чем чего-либо еще, сказал он. Судя по большинству политических мерок, Россия имеет именно такого руководителя. Господство президента над парламентом практически полное. В нижней палате парламента лояльная Кремлю коалиция четырех центристских партий гарантирует г-ну Путину перманентное большинство.
Крупнейшей партией в Думе и в стране остаются коммунисты. Они в принципе выступают против экономических реформ г-на Путина и его прозападной внешней политики. Но они слишком опасаются его власти и престижа, чтобы прямо на него нападать. Их неоднозначная позиция подорвала их влияние в Думе. Они проиграли все крупные законодательные сражения, которые вели в Думе в прошлом году, выступая, в частности, против новых законов о труде и о земле. В начале нынешнего месяца они потеряли руководящие должности во всех думских комитетах, которыми ранее командовали.
Со стороны либеральных правых большое интеллектуальное влияние на политику правительства оказывают "Яблоко" г-на Явлинского и более ориентированный на свободную рыночную экономику Союз правых сил (СПС) во главе с Борисом Немцовым. Многие из экономических реформ г-на Путина порождены их идеями. Но в политическом плане они тоже страдают от власти и популярности г-на Путина. Обе партии сталкиваются с проблемой, когда хотят обособить свою политику от политики Кремля так, чтобы их поняли и поддержали избиратели. Обе подчеркивают свое стремление к свободе слова и к гражданским свободам, но это почти не оказывает влияния на электорат.
На данный момент ни у одной из этих партий нет лидера, который хоть в какой-то мере кажется способным победить на выборах г-на Путина. Это огромная помеха в условиях, когда вся российская политика практически направлена в большей мере на то, чтобы обеспечить Кремлю контроль, чем на что-либо еще. В ходе одного опроса общественного мнения в прошлом году выяснилось, что 52% опрошенных сторонников движения "Яблоко" и 42% сторонников СПС поддержали бы г-на Путина при его переизбрании на третий и даже на четвертый срок президентства, если бы он решил упразднить существующий в Конституции Российской Федерации лимит не более двух сроков подряд.
Регионы также прекратили оказывать Кремлю серьезное сопротивление. Никакой действующий губернатор теперь не мечтает всерьез о президентстве, тогда как при г-не Ельцине таких было немало. После того как г-н Путин отнял у губернаторов официальные места в Совете Федерации, верхней палате парламента, у них не осталось никакой гарантированной роли в национальной политике. Их прижимают также изменения в российской системе налогообложения, которая отдает федеральному бюджету подавляющую долю собираемых средств, урезая местные бюджеты. Это обстоятельство серьезно ограничивает эффективность региональных правительств, особенно в плане субсидирования жилищных программ и коммунальных служб. Благодаря этому Кремль обладает более сильными рычагами влияния и способен навязывать местным правительствам политику в обмен на трансферты бюджетных средств.
Разделение России на семь "федеральных округов" и назначение в каждый такой округ специального уполномоченного президента оказалось не столь успешным. Г-н Путин, как кажется, ошибся, когда назначил на должности своих представителей в пяти из семи округов офицеров из армии и служб безопасности. Не имея реального опыта общественного управления, они инстинктивно начали борьбу за власть с губернаторами в своих округах вместо того, чтобы попытаться найти те направления деятельности, где они могли бы принести дополнительную пользу местных правительствам. Двое гражданских назначенцев президента, Леонид Драчевский в Сибири и Сергей Кириенко в Поволжье, начали несколько лучше, сосредоточившись на вопросах региональной экономики.
Однако в настоящее время значительная часть российской политической системы действительно приближается к тому, что г-н Явлинский называет "контролируемой демократией", что по-прежнему оставляет открытым вопрос, а кто же контролеры. Было бы ошибкой видеть в этой роли федеральное правительство во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Полномочия г-на Касьянова простираются преимущественно на экономику; он ориентируется на политические сигналы от президента. Наиболее влиятельные государственные органы - включая министерство обороны, министерства иностранных и внутренних дел и службы безопасности - если уж кому и подотчетны, то только президенту, но отнюдь не премьер-министру.
Реальная власть сосредоточена преимущественно в стенах Кремля, и, если не считать самого г-на Путина, ее лица не особенно видимы. В числе высших советников президента и его порученцев остаются некоторые персоны, которых он унаследовал от своего предшественника, Бориса Ельцина. Наиболее влиятельным из них, вероятно, является руководитель администрации президента Александр Волошин.
Но г-н Путин также старается импортировать или продвигать наверх по иерархической лестнице чиновников, имеющих связи с его родным городом Санкт-Петербургом, и с его родной конторой, Комитетом государственной безопасности (КГБ). Здесь ключевыми фигурами являются Виктор Иванов и Игорь Сечин, оба заместители руководителя администрации президента; Николай Патрушев, директор Федеральной службы безопасности (ФСБ); его заместитель Юрий Зостровцев; и Сергей Иванов, министр обороны.