Столкнувшись с неожиданно резким протестом Грузии против переброски российских "миротворческих сил" в Кодорское ущелье, Москва уже днем позже протрубила их отвод. Вчера вечером 78 российских военнослужащих отправились в обратный путь. Это подтвердили и российские и грузинские источники. За два дня до этого российские военные без предварительного согласования с грузинским правительством приступили к возведению блок-поста в буферной зоне между абхазскими сепаратистами и грузинскими вооруженными силами. Грузинское руководство расценило дерзкую воздушно-десантную операцию российских голубых касок как акт агрессии и потребовало их немедленного вывода. В пятницу на прошлой неделе президент Шеварднадзе лично вылетел в регион, где провел переговоры с командующим миротворческими силами генерал-майором Александром Евтеевым. Вчера он разговаривал по этому поводу также с президентом Путиным.
Позорный отход дался Москве нелегко, но после того, как действия российской стороны подверг острой критике сам представитель ООН, другого выхода практически не оставалось. После отделения Абхазии от Грузии в ходе гражданской войны 1992-1993 годов в кризисном регионе находились 2 000 российских военнослужащих, которые в качестве миротворческих сил контролировали по поручению Содружества независимых государств соблюдение условий перемирия и демилитаризации абхазско-грузинской пограничной зоны. Однако своими самовольными действиями Россия внесла вклад не в поддержание мира, а лишь еще больше подогрела ситуацию в регионе.
Формально командование миротворческих сил может ссылаться на абхазско-грузинский протокол от 2 апреля, который дает зеленый свет на возобновление патрульной службы в Кодорском ущелье, поделенном между Абхазией и Грузией. Однако создание стационарного блок-поста в верхней, грузинской части ущелья без согласования с Тбилиси и миссией наблюдателей ООН было совсем иным делом. Дело в том, что Грузия никогда не рассматривала российские войска в качестве нейтрального миротворца, а видела в них фактор, который закрепляет нынешнее положение Абхазии.
После неоднократного нарушения российскими военно-воздушными силами прошлой осенью воздушного пространства Грузии, а также бомбардировок в Кодорском ущелье и в грузино-чеченском пограничном районе переброска войск должна была справедливо вызвать в Тбилиси нервную реакцию. Своей решительной позицией Шеварднадзе смог набрать внутриполитические очки. Однако удовлетворение Грузии по поводу того, что поставить на место удалось прежнюю колониальную державу, не могут затушевать наличие глубоких проблем. В частности, российские войска за время своего краткого пребывания установили неприятное обстоятельство: Грузия продолжает дислоцировать в Кодорском ущелье вооруженные силы. Это явное нарушение соглашения, подписанного с абхазами в апреле. Грузинское руководство, таким образом, предоставило сепаратистам удобный аргумент для затягивания возобновления мирного диалога.
Четыре месяца на столе специального посланника ООН немецкого дипломата Дитера Бодена (Dieter Boden) лежит подготовленный для переговоров документ, который пользуется поддержкой США, России и других ведущих государств. Мирные предложения в своих главных пунктах отвечают грузинским требованиям. Абхазия называется в них составной частью Грузии, говорится о необходимости возвращения грузинских беженцев в регион на Черном море. Однако дело до переговоров так пока и не дошло, не в последнюю очередь из-за напряженной ситуации в Кодорском ущелье, которой косвенно способствовали грузинские войска. Продолжение перепалки в этом районе вряд ли в интересах Грузии.