А если за договором между НАТО и Россией, утверждение которого намечено на май, скрывается нефтяная подоплека? Нельзя быть в этом полностью уверенными, но после 11 сентября и загадок, которые с тех пор отягчают отношения между Исламом и Западом, да еще и в свете (или в тени?) израильско-палестинского кризиса, сценарии мировой энергетической политики стали такими изменчивыми, что эта гипотеза не может не иметь определенного веса. В последнем номере "Foreign Affairs" два специалиста высочайшего класса Эдвард Морс (Edward Morse) и Джеймс Ричард (James Richard) пишут о "новой нефтяной войне" между Саудовской Аравией и Россией за первенство в данном секторе на мировом рынке.
За последние два года Россия увеличила свое производство на полмиллиона баррелей в день - процент, превосходящий рост любой другой страны - и теперь уже далеко ушла от тех 7 миллионов баррелей, которые в 1996 году составили негативный "рекорд" в связи с крахом советской системы. А теперь, когда политическая картина стабилизируется, Россия вместе с другими бывшими советскими республиками, которые остались под ее влиянием, готова побороться с Саудовской Аравией за первое место среди мировых производителей. С закономерным влиянием на силу стран ОПЕК, которые до сих пор устанавливали свои правила. Конечно, даже само предположение об энергетической зависимости Запада от России, несмотря на радость и даже эйфорию по поводу "геополитического" сотрудничества, содержит в себе определенный риск. И до сих пор изучаются и предлагаются альтернативные сценарии энергетической политики, достаточно, например, вспомнить встречу в Канаде министров Большой Восьмерки в преддверии летней встречи между главами государств и правительств. Об "альтернативных" видах энергии и перспективах их развития в ближайшие десятилетия много говорилось в специальном выпуске "Newsweek", изданном в сотрудничестве с Мировым экономическим форумом (World Economic Forum).
Солнечная энергия, энергия ветра, водород и тому подобное обещают определенное развитие в ближайшее время. И использование "очищенного" водорода, извлеченного из воды, стало бы самой настоящей революцией. Этот вид энергии мог бы заменить нефть в большинстве сфер ее использования. Но когда? В ожидании этого времени, на первый план выходит ядерная энергия. Ричард Л. Гарвин (Richard L. Garwin), научный консультант "Council on Foreign Relations", говорит о минимальном риске, связанном с ее использованием, и подчеркивает ее достоинства. Но ядерная энергия, хоть и используется достаточно широко, все же несет на себе печать табу. Синдром Чернобыля все еще очень силен. И все же, говорит Гарвин, новая технология обеспечивает практически абсолютную безопасность атомных станций. Например, небольшие реакторы, спроектированные в Южной Африке совместным американо-российско-японско-французским концерном, успешно прошли испытания. Но психология остается психологией, а значит, в ближайшее время все великие геополитические альянсы будут по-прежнему вертеться вокруг старушки-нефти.