Автор статьи ведет в Боннском университете курс политологии. Он являлся также руководителем представительства Европейской комиссии в Германии.
В отношениях между Россией и Европейским союзом наблюдается оживление. Причиной является Калининград - бывший Кенигсберг. Поскольку до конца этого года должны быть завершены переговоры ЕС о вступлении в Союз Литвы и Польши, для российского нищего анклава в связи с этим встает ряд вопросов. Российский президент Путин, раздумывая под давлением старой номенклатуры о своего рода расширенном членстве своей страны в НАТО, должен, что касается Калининградской области, пойти на компромисс. Однако российская дипломатия опасается подспудного отделения Калининграда от Москвы.
Москва до сих пор демонстрирует упрямство и концептуальное бессилие, а внутри ЕС еще не преодолены разногласия. При этом позиция Германии играет, скорее, бесцветную, во всяком случае, не стимулирующую роль. Но время не терпит: 15 апреля в Люксембурге собирается "Совет ЕС-Россия по сотрудничеству", за ним, 28 мая, - московская встреча в верхах ЕС-Россия. И на тех, и на других переговорах наряду с проблемами Чечни, внутреннего развития России и свободы печати будут стоять вопросы относительно возможности создания единого европейского экономического пространства, торговли и инвестиций (урегулирование споров), энергетики, ядерной безопасности и международного терроризма. Однако главная тема: Калининград.
Эта область - во время "холодной войны" военная запретная зона - имеет для России в силу дислоцирующегося там Балтийского флота и того факта, что там есть незамерзающий порт, стратегическое значение. Из 200 000 дислоцировавшихся там ранее военнослужащих осталось 25 000. Однако Калининград находится на разделительной линии между ЕС и НАТО, с одной стороны, и Восточной Европой, с другой. Россия пока отдает предпочтение решению проблемы путем создания своего рода коридора для транзита через территории будущего члена ЕС и потенциального члена НАТО Литву, а позднее - Латвии. Однако должны ли в будущем военные грузы России идти через территории стран ЕС? Конфликты по этому вопросу, несмотря на возможность переброски грузов морским путем, будут вызывать для ЕС проблемы и в будущем.
Вторая проблема связана с визовым режимом, по поводу которого среди государств-членов ЕС до сих пор были самые разные точки зрения. Калининградская область имеет 23 пограничных переходов в Литву и Польшу. С принятием этих двух стран в ЕС, возможно, и после некоторого переходного периода, будет введен "пограничный режим" ЕС. Граница Калининградской области станет тогда внешней границей ЕС. Но до сих пор жители области могли посещать обе соседние страны при наличии удостоверения личности - без визы. В 2000 году через пограничные переходы проследовали девять миллионов человек, в основном, в интересах приграничной торговли. По оценкам, за счет "малой приграничной" торговли живет, примерно, десять процентов населения. Если же однажды на территории стран ЕС будет снят общесоюзный пограничный контроль, то не будет возможности воспрепятствовать поездкам жителей области в другие государства Союза. Не превратится ли тогда Калининград в стартовую площадку для российской мафии?
Дискуссия на уровне ЕС вертится вокруг вопроса, вводить ли транзитную визу (многократная, свободная от сборов виза или даже отказ от визового режима для жителей области). Но что касается именно открытия консульств в Калининграде, демонстрирует свою толстокожесть и Россия.
Западный форпост России представляет собой настоящий приют для бедняков. Об этом красноречиво говорят факты.
- Уровень жизни значительно ниже, чем в среднем по России: 30 процентов населения живет за гранью нищеты. Средняя ежемесячная заработная плата составляла в 1999 году 60 евро (для сравнения в Польше - 527 долларов США).
- Производство сократилось с 1990 года более чем в два раза. Громадное падение производства промышленной продукции, ориентировавшегося раньше, прежде всего, на потребности военных, коснулось также и рыбного хозяйства. В Калининградской области сосредоточено 90 процентов запасов янтаря, однако практически весь он уходит из области контрабандным путем в качестве сырья. На теневую экономику приходятся, примерно, 50 процентов валового внутреннего продукта.
- Уровень преступности выше, чем в среднем по России, даже на 20 процентов. Особенно следует обратить внимание на преступность в сфере автомобильного транспорта, на контрабанду, торговлю людьми.
- Калининград, оставляющий после себя 400 000 тонн бытовых и промышленных отходов, является вторым по величине после Санкт-Петербурга источником загрязнения бассейна Балтийского моря. Состояние очистных сооружений - катастрофическое.
- Существуют проблемы, связанные с обезвреживанием ядерных отходов и даже запасов химического оружия, оставшихся со времен второй мировой войны.
- Новая изоляция Калининградской области не в интересах ЕС. Долгое время считалось, что область должна развиваться в рамках "пилотного проекта" или даже как "мост в Европу для России" (об этом недавно заявлял российский премьер-министр Касьянов), говорили даже о "Гонконге Балтийского моря". Но сегодня и Европейский парламент констатирует, что наступило "политическое затишье", несмотря на значительную финансовую поддержку области со стороны ЕС: начиная с 1991 года, ЕС предоставил, примерно, 40 миллионов евро. Требовала этого, прежде всего, и преимущественно Россия. Несмотря на это, Калининград остается европейской проблемой.