15 апреля 2002 года. Импорт подержанных автомобилей, быть может, не входит в число самых славных торговых операций России, но он относится к категории самых важных. Многие россияне от Смоленска до Сахалина предпочитают "Фольксвагены" или "Тойоты" 10-летней давности новым российским "Ладам". Но все это закончится, если только российским автомобилестроителям будет позволено действовать так, как им хочется.
В прошлом месяце правительство согласилось повысить таможенные пошлины на более пожилые импортные автомобили с 25 до 35%, чтобы помочь национальным производителям автомобилей закрепиться на своем рынке. Поспешно проведенный радиостанцией "Эхо Москвы" опрос общественного мнения показал, что 94% опрошенных думают, что данное решение - плохое. Но едва ли министры обратят на это большое внимание. Это решение демонстрирует, как торговая политика пробивает себе дорогу в политическую повестку в Москве.
Предложение повысить пошлину прозвучало в момент, когда Россия движется к критически важным переменам в ходе подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Торговые партнеры России, включая Соединенные Штаты и Европейский Союз (ЕС), в качестве предварительного условия приема России в ВТО выставили требование облегчить им доступ на развивающиеся российские рынки.
После многих лет спорадических переговоров президент России Владимир Путин в прошлом году отдал своим чиновникам распоряжение ускорить переговоры о вступлении России в ВТО. Никаких конечных сроков не установлено, но российские официальные лица говорят, что страна сможет вступить в ВТО в конце следующего года - если только переговоры пойдут хорошо.
Г-н Путин утверждает, что членство в этой организации способно принести России большие выгоды, включая увеличение иностранных инвестиций, большее разнообразие в экономике и прекращение дискриминационных меры в торговле, направленных против российского экспорта. Однако его шаг привел к расколу в деловом сообществе страны. Немногие руководители из промышленных кругов осмеливаются открыто критиковать президента, однако уже сформировалось сильное лобби, которое стремится отсрочить вступление России в ВТО, чтобы дать российской промышленности больше времени на подготовку к международной конкуренции.
Скептиков возглавляет Олег Дерипаска, глава групп "Сибирский Алюминий" и "Русский Алюминий", который контролирует также ГАЗ, второй по величине производитель автомобилей в стране, и ряд заводов по производству автобусов. Он кажется наиболее заинтересованным в том, чтобы защитить свои интересы в сфере производства автомобилей.
Российский союз промышленников и предпринимателей (группировка, в которой представлено большинство руководителей большого бизнеса, или олигархов) официально поддерживает быстрое вступление России в ВТО, говорит председатель комитета по ВТО этого союза Алексей Мордашов. Но г-н Мордашов признает, что некоторые из членов союза считают, что Россия пока не готова к членству в ВТО.
Скептики уже показали свою политическую силу, организовав в Москве и в других городах демонстрации протеста против вступления России в ВТО. Константин Ремчуков, российский парламентарий и советник г-на Дерипаски, говорит, что правительство слишком озабочено приемом в ВТО как самоцелью и слишком мало думает о развитии промышленной политики. Он предостерегает, что правительство не готово, и что неверная политика может "разрушить" промышленность, и тогда на следующих выборах число сторонников правительства среди избирателей сократится.
Отрасли, имеющие сильное лобби, включают, помимо автомобилестроения, также авиакосмическую промышленность, мебельную промышленность, финансовые услуги, телекоммуникации и сельское хозяйство. Они опасаются, что либерализация закончится тем, что российские рынки окажутся в руках импортеров.
В противоположность этому, группы, связанные с нефтью, природным газом и другими полезными ископаемыми, которые доминируют в российском экспорте, почти не волнует вступление России в ВТО. Главный исполнительный директор нефтяной корпорации "Юкос" Михаил Ходорковский говорит, что вступление было бы "полезным".
Однако даже эти экспортеры озабочены тем, чтобы прием прошел на законных условиях, Андрей Клишас, генеральный директор холдинговой корпорации "Интеррос", которая контролирует компанию "Норильский Никель", говорит: "Что касается выигравших и проигравших, существует риск, что выигравших не будет вовсе, если условия вступления будут несправедливыми".
Сражение за сельское хозяйство будет одним из самых тяжелых. США и ЕС стремятся увеличить экспорт, но Россия хочет развивать собственные фермерские хозяйства. Она хочет иметь право на солидные субсидии в сельское хозяйство, как этот делалось в советские времена. Правительство запросило право ежегодно субсидировать фермерские хозяйства в размере 13,8 млрд. долл. США, несмотря на то, что фактически в прошлом году была выделена помощь менее 1,5 млрд. долл.
Андрей Кушниренко, отвечающий за тарифную политику в российском Министерстве экономического развития и торговли, говорит, что "нам было бы трудно объяснять нашим фермерам, почему мы ожидаем разрешения на выдачу субсидий. Российские фермеры, как и их коллеги в других странах, когда речь заходит о субсидировании, заявляют, что их отрасль - особенная.
Правительственные чиновники изучают также вопрос о сохранении ограничений на доступ иностранных компаний на российский рынок финансовых услуг и телекоммуникаций. Работающие в этом бизнесе группы хотят иметь больше времени на развитие своих интересов перед тем, как принять участие в конкурентной борьбе, особенно в сфере страхования, которая только начинает развиваться в России.
На переговорах о вступлении России в ВТО, наряду с российскими рыночными секторами, обсуждаются также так называемые системные вопросы, например, приведение российских стандартов в соответствие с глобальными нормами. Директор действующего под эгидой правительства Информбюро ВТО Алексей Портанский говорит, что Россия готова обсуждать все стандартные условия членства в ВТО.
На кону стоит очень многое. К примеру, незамедлительное введение правил охраны окружающей среды для развитых стран обойдется России очень дорого. Г-н Портанский говорит, что Россия противится попыткам своих торговых партнеров расширить повестку переговоров, включив в нее вопросы, не предусмотренные правилами приема в члены ВТО - такие, как низкие российские цены на энергоносители. Однако торговые партнеры едва ли уступят в этом вопросе. Китай недавно вступил в ВТО после того, как согласился на множество дополнительных обязательств.