Несмотря на повышение мировых цен на нефть и недавнее увеличение цен на газ и другие энергетические носители на внутреннем рынке, российский энергетический сектор страдает от низких цен, которые не только не стимулируют развитие производства, но и поощряют расточительное потребление энергии.
Падение цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке, тем не менее, в значительной степени обусловлено решением России в рамках сотрудничества с ОПЕК ограничить экспорт нефти в первой половине этого года.
Данный шаг практически повсеместно рассматривался как акт цинического символизма, поскольку предусматривал поддержание экспорта нефти в третьем квартале прошлого года на традиционно высоком уровне и сокращение его на 150000 баррелей в день в первом квартале нынешнего года, когда зима берет свое и накладывает ограничения на поставки морским путем.
Однако затем правительство продлило сотрудничество с ОПЕК на второй квартал текущего года при условии, что мировые цены на нефть останутся на прежнем уровне. Сокращение производства сырой нефти на 70% за последние три месяца, на фоне общего роста российской экономики свидетельствует о том, что ограничения на экспорт были реальными; поскольку они стали причиной образования излишков.
Цены вернутся на прежний уровень, когда Россия и, возможно, ОПЕК снимут ограничения на экспортные поставки нефти, хотя временное снижение цен может стать причиной дальнейшей консолидации производства. В нефтяной промышленности на настоящий момент доминируют 11 крупных вертикально интегрированных компаний, сосредоточивших в своих руках почти 90% производства сырой нефти и 80% нефтепродуктов.
Однако остаются возможности для дальнейшей консолидации по нескольким направлениям. Во-первых, большая часть мелких независимых производителей, контролирующих производство 10 млн. тонн в год, может объединиться в более крупные компании. Во-вторых, правительство должно продать 20% акций нефтяной компании "Славнефть", основным претендентом на их приобретение, скорее всего выступит компания ТНК, которая владеет 12% ее акций.
Правительство также намерено продать 6% акций "Лукойла" иностранным инвесторам. В его руках остается компания "Роснефть", однако его активы по большей части не пользовались спросом в ходе предыдущих приватизаций.
Третье направление консолидации - объединение мелких производителей вокруг крупных нефтяных компаний, хотя в настоящий момент они, похоже, более заинтересованы в контактах с иностранными компаниями, чем с отечественными производителями нефти. "Лукойл" и "Юкос", компании, занимающие соответственно первое и второе места среди российских производителей нефти, активно приобретают средства переработки и сбыта в Центральной Европе.
"Сибнефть" прибегла к помощи западных экспертов из специализированных обслуживающих фирм, чтобы улучшить свои показатели добычи нефти в Сибири.
Однако не все российские нефтяные компании демонстрируют одинаково хорошие результаты, а это приводит к тому, что компании с лучшим менеджментом одерживают верх над теми компаниями, которые управляются не лучшим образом.
"Юкос" и "Сибнефть", например, меньше тратят на производство нефти и могут похвастаться более высокими темпами его роста, чем "Лукойл" и "Сургут". Эта одна из причин, по которой две первые компании выступают против предложения ОПЕК о сокращении производства, а вторые его поддерживают.
Одна из причин, объясняющих подъем производства нефти в России, состоит в том, что цены на внутреннем рынке не слишком отличаются от мировых цен на нефть. Внутренние цены на сырую нефть, хотя и снизились в последнее время, составляют $5-6 за баррель, а это - четверть от мировых цен на нефть.
Напротив, снижение объемов производства газа в России, было обусловлено тем, что цены на него сильно отличаются от своих мировых аналогов. В первой половине прошлого года, по данным Международного энергетического агентства, внутренние цены на газ (а они выше, чем стоимость газа для частных потребителей) составили $14,5 за кубический метр газа, в то время как "Газпром", российская газовая монополия, мог получать $136 за кубический метр, если бы продавал его Западной Европе.
Неудивительно, что как производство газа, так и цены на него при таком положении дел снизились.
"Реформа цен, возможно, самая важная реформа в газовой индустрии России, а, может быть, и во всем энергетическом секторе в первом десятилетии XXI века", - говорится в последнем докладе Международного энергетического агентства, посвященном российскому энергетическому сектору. Правительство планирует увеличить цены и довести их до европейских стандартов к 2007 году. Однако вряд ли можно рассчитывать на то, что они вырастут на 250-350% в период 2003-2005 гг. (по сравнению с 2000 годом), поскольку в этом и прошлом году политически возможным было признано их увеличение только на 20%.
Также необходимо увеличить цены на попутный газ, который поставляется нефтяными компаниями вместе с нефтью. Этот так называемый нефтяной газ требует предварительной очистки, чтобы его можно было прогнать через систему газопроводов "Газпрома".
В Сибири за попутный газ получает деньги только компания "Сибур". Однако компенсация, которую выплачивает за этот газ "Газпром", настолько невелика, что многие нефтяные компании предпочитают сжигать его на месте, чем собирать его и транспортировать на перерабатывающие заводы.
"Газпром" недавно получил полный контроль над "Сибуром", обвинив его менеджеров в размывании активов компании.
В то время как "Газпром", возможно, не заинтересован в повышении цен для привлечения иностранных инвесторов, его двойник в области производства электроэнергии компания РАО "ЕЭС России" в этом заинтересована.
Так, существует план повышения тарифов на электричество на 160% в реальном исчислении в 2003 году и еще на 160% в 2005 году, чтобы покрыть долгосрочные расходы на генераторы энергии, окупить их обслуживание и привлечь инвестиции для строительства новых мощностей.
В отличие от "Газпрома" РАО "ЕЭС России" возглавляет человек, готовый сотрудничать с иностранными инвесторами. Анатолий Чубайс, крестоносец приватизации ельцинской эпохи, продвигает план внедрения конкуренции в сферу производства электроэнергии. Этот план предусматривает разделение РАО "ЕЭС России", 52% акций которого принадлежит правительству, а остальные 48% - российским и иностранным частным инвесторам.
Федеральная энергетическая компания уже готова управлять высоковольтной системой магистральных линий электропередач, принадлежащих государству. Однако 72 генератора энергии должны быть распределены между конкурирующими компаниями, которые будут обеспечивать оптовые потребности рынка электроэнергии.
Чубайс надеется на то, что часть этих независимых генераторов будет принадлежать иностранцам. "Мы не можем ждать окончания процесса реформ, чтобы привлечь инвесторов", - говорит он. Поэтому после подписания договора о создании совместного предприятия с немецкой компанией Eon он ведет переговоры с компаниями Electricite (Франция), Enel (Италия), Endesa (Испания) и рядом американских фирм.