Долгое время президент США Буш-младший (George W. Bush) противился вмешательству Соединенных Штатов в дела Ближнего Востока, опасаясь, что заметная дипломатическая интервенция может оказаться неудачной и тем самым подорвать доверие к нему. Затем президент осознал, что для глобальной сверхдержавы не иметь четкой политической позиции - сама по себе политика; иногда невмешательство вредит доверию даже больше, чем неудачная попытка вмешаться.
Теперь американской администрации нужно понять то же самое в вопросе об Афганистане. Там президент отказывается поддержать международные миротворческие силы, полномочия которых распространились бы за пределы столицы, опасаясь, что миротворцы могут не выполнить поставленных перед ними задач. Но ущерб доверию к г-ну Бушу-младшему может оказаться большим, чем он, кажется, думает.
Г-н Буш-младший заявил, что Соединенные Штаты не оставят Афганистан, как сделали это после вывода советских войск. Он сделал доверие к себе заложником успеха временной администрации во главе с Хамидом Карзаем (Hamid Karzai) и в более долгосрочном плане - успеха планов восстановления, которые помогали готовить Соединенные Штаты. В двух своих выступлениях в прошлом месяце президент США разъяснил, почему стабилизация таких стран, как Афганистан, отвечает глубоким национальным интересам. Короче, г-н Буш-младший поставил свой - и Америки - престиж на замену деспотичного режима талибов чем-то лучшим. Если он не выполнит своего обещания, то едва ли следует рассчитывать, что кто-либо ему поверит, что он сможет заменить режим Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) в Ираке на более приемлемое правительство.
Однако пока не видно, что постталибский Афганистан идет к лучшему будущему. На этой неделе начался процесс выборов национальной ассамблеи, и завтра должен возвратиться в страну из Италии находящийся в изгнании король Афганистана. Но за последние две недели были покушение на министра обороны, нападение на офис губернатора Кандагара, разоблачение заговора против миротворцев в столице, засада на американских военнослужащих и минометный обстрел авиабазы, используемой американскими войсками. В городе Мазари-Шариф объектами нападения стали сотрудники гуманитарной миссии, и был убит американский гражданин, состоявший на службе в Организации Объединенных Наций (ООН). Идет вооруженная борьба между местными военачальниками за отдельные районы страны. Перспектива воссоздания героинового бизнеса повышает побудительные мотивы для вооруженных банд взяться за оружие.
Администрация Буша-младшего признает, что нестабильность в Афганистане вызывает беспокойство. Министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) заявил, что, если не обеспечить порядка, "стабильного правительства не будет, гуманитарной помощи не будет, ничего не будет". Однако же г-н Рамсфельд выступает против увеличения международного миротворческого контингента, который мог бы обеспечить безопасность и порядок, заявляя, что это под силу самим афганцам. Но практика показывает, что в разобщенной стране им для этого потребуются многие годы. А тем временем нет никакой альтернативы внешним миротворцам. Это признают высшие официальные лица в государственном департаменте США, один из которых предложил увеличить миротворческий контингент в 5 раз. Это признают и г-на Карзай, и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan). Но президент США пока что не осознает этой истины. Вооруженные силы США и их союзников храбро сражаются с террористами в Афганистане, однако г-н Буш-младший стоит в стороне от вопроса о принудительном насаждении стабильности в послевоенный период, тем самым угрожая подорвать доверие к его войне с терроризмом.
После Дейтонских мирных соглашений в 1995 году Соединенные Штаты выдели 20 тысяч своих солдат в состав 60-тысячного международного контингента в Боснии. В результате волнения были подавлены, и Босния добивается медленного, но уверенного прогресса. Потерь среди миротворцев не было, и поэтому контингент понемногу сокращается. Это для Афганистана более пригодная модель, чем слабые попытки осуществить восстановление, которые пока что предпочитает г-н Буш-младший.