"Он был солдатом на чеченской войне. В плену он стал рабом. Выпуская его на свободу, его предупредили: "Больше сюда не возвращайся". Но он вернулся". Это слоган, которым искушает зрителя фильм "Война". Громкий успех режиссера Алексея Балабанова удивляет зрителя, нравится ему и волнует интеллектуалов, потому как является новым идеологическим оправданием неоконченной войны, которую ответственные политики страны таковой считать не хотят.
Лишь только усевшись в кресло, зритель дважды видит одну и ту же сцену (в первый раз - общим планом, и повторение ее - первым планом), в которой банда чеченских боевиков обезглавливает двух русских, один из которых кричит: "Не убивай меня, меня ждет мать". И словно этого было недостаточно, обезглавленное тело одного из казненных содрогается в конвульсиях, как только что зарезанная курица. Но в дополнение к этому и звучащей песне, в которой есть слова о том, что они (чеченцы) войдут в Иерусалим, в одной из сцен показывается, как чеченцы отрубают руку еврею, и издеваются над несколькими пленниками, среди которых - парализованный после полученного ранения русский капитан, двое британских подданных (Джон и его невеста) и герой - солдат Иван Ермаков.
Иван - прототип простого россиянина, роль которого исполнил Алексей Чадов (в реальной жизни работающий официантом), и, конечно же, он из тех, кто, однажды оказавшись на свободе, и получив освобождение от службы в армии, готов рискнуть и из альтруистических соображений вернуться в Чечню вместе с Джоном, помочь спасти его невесту, а заодно и освободить капитана. Чеченцы держат их обоих в яме в качестве заложников, чтобы получить за них выкуп.
Иван и другие русские не идеализированы до карикатурного изображения. Однако, по сравнению с чеченцами, которые выглядят настоящими варварами, и западными людьми, которые говорят о правах человека, а на деле думают о своих выгодах, они представлены положительными героями. Хотя Джон и платит Ивану за оказанную помощь, но компенсация, которую тот получает (а затем и щедро раздаривает) гораздо меньше тех денег, что англичанину дадут за создание документального фильма о его одиссее и за написание книги (в которой он представит Ивана убийцей).
В фильме есть все необходимые ингредиенты, чтобы держать зрителя в напряжении: засады, взрывы, сражения, весьма живописное освобождение из плена и побег по горам Кавказа, завершающийся великолепной погоней: чеченцы преследуют на автобусе беглецов, сплавляющихся по горной реке на утлом суденышке. В самый критический момент появляются вертолеты российских федеральных войск, которые как в вестерне спасают героев, когда зритель ждет уже роковой развязки. Все аплодируют.
Фильм очень проницателен и воссоздает диалоги и ситуации, которые можно встретить и в реальной жизни. Режиссер не раз и не два повторяет, что в его фильме нет никакой идеологии, и, что он не виноват, когда зритель идентифицирует себя с персонажами "Войны", хотя они никакие не герои. Зритель же, пытающийся себя идентифицировать с кем-нибудь, ассоциирует себя с русскими, потому как очень сложно представить себя чеченцем, из-за того, что те изображены существами жестокими, примитивными, ищущими во всем выгоду, открывающими свои компании в Москве и одновременно желающими очистить Северный Кавказ от русских.
Иван глубоко уважает капитана за его смелость и патриотизм. У капитана есть семья и маленькая чудесная белобрысая дочурка, живущая в одном из провинциальных российских городов и знающая, что: "Мой папа - герой. Он защищает нашу страну от бандитов".