Президент Путин в четверг призвал свое правительство ускорить экономический рост, чтобы полностью использовать российский потенциал и уничтожить разрыв с западными странами, однако не сделал никаких конкретных предложений о том, как этого достичь.
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Путин в значительной степени сосредоточился на экономическом развитии, не обращая внимания на предостережения своих министров о том, что слишком быстрый рост может дестабилизировать страну.
Он заявил, что россиянам нужны конкретные доказательства того, что их жизни улучшаются, и раскритиковал министров за то, что они ставят скромные задачи по экономическому росту и за неспособность использовать потенциал страны.
"Никто [нам] специально помогать не будет. За место под экономическим солнцем нам нужно бороться самим", - заявил Путин в Кремле перед одной тысячей приглашенных высокопоставленных гостей.
"Чтобы Россия оставалась весомым и полноценным членом мирового сообщества, была сильным конкурентом, наша экономика должна расти куда более быстрыми темпами. Иначе мы все время будем проигрывать. А наши возможности в мировой политике и экономике будут суживаться".
Советник Кремля Андрей Илларионов возглавил кампанию призывов к ускорению роста, сказав, что он хочет достичь ежегодного экономического роста в восемь процентов - по сравнению с прогнозом 2001 года, равным пяти процентам. В прошлом году рост замедлился после того, как в 2000 году он достиг рекордного за постсоветский период уровня в девять процентов.
Путин осудил скромные прогнозы за то, что они не отвечают растущим ожиданиям общества.
"Столь низкая оценка возможности России не на пользу дела. Больше того, она не предполагает активной политики, не предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики. Прежде всего, о том потенциале, который есть в предпринимательстве, в научно-технической сфере, в современных технологиях управления", - сказал Путин.
"Считаю, что основное сейчас - это создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать в экономику своей собственной страны".
Министры предупреждают об опасности амбициозных планов
Однако в ответ на предостережения членов правительства о том, что слишком амбициозная программа может нарушить стабильность в стране, в которой средний уровень месячных зарплат составляет меньше ста долларов США, Путин не предложил никакого плана по ускорению роста.
В один из дней на протяжении недели, предшествующей выступлению с обращением, Путин выразил свое недовольство, критикуя правительство за неспособность показать "амбиции" в выполнении задач по увеличению роста.
В преддверии выступления президента министр экономического развития и торговли Герман Греф, отвечающий за экономическую политику, высказал некоторые предостережения в беседе с журналистами в Париже.
"На самом деле невозможно изменить ситуацию без кризиса, - сказал он. - Эти перемены требуют времени".
Путин отметил "скромные" достижения прошлого года, в том числе и введение низкой плоской шкалы подоходного налога, снижение инфляции и повышение личных доходов граждан.
Он также вспомнил о планах по скорейшему принятию законодательства о продаже сельскохозяйственных земель, банковской реформе и о программе по развитию сектора мелкого предпринимательства.
Принимая во внимание, что его рейтинг до сих пор составляет около 70 процентов, Путин не должен испытать больших трудностей во время парламентских выборов следующего года и на предстоящих в 2004 году президентских выборах.
Однако по телевидению на прошлой неделе были показаны сюжеты о прошедших в южной России протестах против отмены субсидий на оплату коммунальных услуг, а Коммунистическая партия, пребывающая в настоящее время в жесткой оппозиции, лидирует в опросах, посвященных парламентским фракциям, имея более чем 30-ти процентную поддержку.
Президент коротко упомянул о своей прозападной внешней политике, сказав, что Россия имеет дело с теми же угрозами глобальной безопасности, о которых говорят Соединенные Штаты, ведя войну с терроризмом.
Он также кратко затронул тему военной реформы, однако не выдвинул никаких новых предложений по движению к профессиональной армии или сокращению срока обязательной военной службы.