Ежегодное политическое обращение к нации российского президента Владимира Путина, с которым он выступил вчера, было важным не только в плане того, что он сказал, но и того, о чем он умолчал. Прежде всего в нем не было прямого упоминания об участии России в возглавляемом Соединенными Штатами глобальном антитеррористическом альянсе. Вместо этого война в Афганистане была обрисована как триумф России и ее союзников по Содружеству Независимых Государств (СНГ).
Западным правительствам совершенно незачем высмеивать такую интерпретацию событий, однако им следует обратить пристальное внимание на ее значимость. Тщательно построенное обращение г-на Путина к нации показывает, насколько он все еще осторожен, когда ведет речь о прозападном повороте в его внешней политике после 11 сентября. Стремление к новым отношениям с Организацией Североатлантического договора (НАТО) упоминается лишь вскользь. Г-н Путин понимает, что многие рядовые россияне остаются подозрительными в вопросе сближения с Западом.
Следовательно, западные политики должны опасаться оказывать слишком сильное давление на г-на Путина. Получив доступ в Среднюю Азию для своих вооруженных сил, Вашингтону теперь следует быть щедрым и пожаловать Москве почетное место за столом НАТО. Для многих россиян, которые чувствуют унижение от утраты своего статуса великой державы, форма не менее важна, чем содержание.
Г-н Путин вполне правильно посвятил основную часть своего выступления экономике - вопросу, который более всего заботит его народ. Но даже здесь были важные пробелы. Его главное сообщение состояло в том, что Россия должна взять на себя всю полноту ответственности за свои успехи или неудачи. Он выразил одобрение рыночным реформам и призвал свое правительство бороться с бедностью и настраиваться на ускорение темпов экономического роста.
Но в его выступлении было мало конкретных предложений. Вместо этого он высказал общие требования к достижению прогресса на ряде фронтов, включая борьбу с бюрократией, реформирование монополий и перестройку судебной системы. Его энтузиазм сдерживался осторожностью, главным образом, когда он говорил о политически чувствительном энергетическом секторе. Он призвал поставщиков энергоносителей работать более эффективно, но при этом предостерег их от слишком быстрого повышения потребительских цен - даже несмотря на то, что низкие цены на энергоносители являются одной из важных причин неэффективности.
Теперь г-н Путин должен постараться, чтобы за этим туманным публичным посланием последовали более конкретные приватные указания его министрам. Под его руководством Россия осуществила важные реформы, включая модернизацию налоговой системы, рационализацию РАО "ЕЭС России" и восстановление власти Кремля над провинциями. Сейчас первоочередное внимание следует уделить либерализации энергетики, банковской реформе и замене общих субсидий скидками для бедных, выдаваемыми после проверки их платежеспособности.
События последних двух лет свидетельствуют, что перемены возможны. Однако г-ну Путину следует иметь смелость быстрее проводить в жизнь его реформы, воспользовавшись хорошими внутренними экономическими условиями, которые созданы благодаря высоким мировым ценам на нефть. Без ускоренных перемен Россия не будет готова к возможно более раннему вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Г-н Путин должен также постараться быть более открытым перед своим народом. Его внешняя политика не дает оснований для того, чтобы ее стыдиться, как и его экономические реформы. В политике выбор подходящего момента - это все. Но придет время, когда г-ну Путину придется больше доверять рядовым россиянам. Иначе демократия зачахнет, а с нею и надежды на открытую российскую экономику. Власть сосредоточится в руках узкой и своекорыстной элиты.