Каждый год, весной, российский президент представляет обеим палатам парламента доклад о положении страны. Редко бывает, чтобы перспективы и отчетный доклад содержали в себе что-нибудь сенсационное. Это, видимо, и стало причиной того, почему на этот раз содержание президентского послания было окружено особой показной секретностью.
Результат не заставил себя ждать. Лишь только Владимир Путин завершил свою речь, которая продолжалась не более часа, акции большинства российских предприятий быстро пошли вверх. Инвесторы были успокоены. Содержание речи Путина не содержало повода для беспокойства. Выводы из нее: кое-что улучшилось, оснований для удовлетворения нет. Благоприятная экономическая конъюнктура прошлого года пока не привела к улучшению уровня жизни большей части населения.
Сдержанной критике глава Кремля подверг правительство Михаила Касьянова, которое не предприняло никаких мер, чтобы ответить на снижение показателей экономического роста, которое наблюдается с начала года, новыми концепциями. О недовольстве Путина кабинетом известно давно. Но эта критика кажется несколько несправедливой. Создается впечатление будто Кремль, который со времени прихода Путина способствовал созданию атмосферы блаженства гармонии, противодействовал импульсам развития и постепенно убаюкивал Россию, теперь старается создавать искусственные противоречия. Кроме того, даже негативные оценки не могут вводить в заблуждение относительно того, что в России рамочные направления политики определяет президент.
Путин заставил правительство деградировать до положения технократического исполнительного органа. Внешняя политика следует прагматическому курсу, оправдывал Путин свое тесное сотрудничество с Западом. Этому, по его словам, не было другой альтернативы. Национальный интерес России заключается в долгосрочной и полноценной интеграции в международное сообщество и мировую экономику. Условием для этого, сказал президент, является конкурентоспособность отечественной экономики. Тем самым, он дал решительный отпор протекционизму и перенесению сроков вступления страны во Всемирную торговую организацию.
По меньшей мере, можно заметить волю к проведению реформ в политике Путина в сфере экономики. В общественно-политической области дело обстоит иначе. О Чечне он проронил лишь несколько слов. Военный этап завершен, считает Путин как раз в тот день, когда вблизи Грозного кровавый акт унес жизнь 13 человек. Уже второй год Кремль регулярно заявляет об окончании войны. В то же время как об одной из центральных реформ Путин говорил о реорганизации армии. Но с этим, сказал он, слишком большой спешки не будет.