Полнейшее отсутствие новых идей и перечисление некоторых хронических заболеваний России стали доминантой обращения президента Путина к Федеральному Собранию России.
Путин выступил с критикой в адрес бюрократии "коррумпированной и неэффективной", создающей "препятствия, которые, чем выше становятся, тем большие усилия требуются для их преодоления". Кроме этого, в обращении говорилось и научном потенциале России, о необходимости оберегать его и поддерживать. В нем шла речь и о военной реформе, "которую нельзя откладывать, но с которой и нельзя торопиться".
Все это было хорошо десять лет назад, когда страна ставила диагноз своему состоянию, но теперь, после периода, охарактеризованного Путиным как "десять лет застоя и кризиса", необходима стратегия, новая экономическая политика, включающая активную индустриальную политику. Путин уже два года занимает пост президента, и ничего не сформулировал в этой области. И вчера в Кремле, где в книжном киоске продавались пять книг, посвященных президенту, и два его официальных портрета, которые, похоже, никто не хотел покупать, среди целой галереи персонажей, чьи часы давно остановились, казалось, что от него ничего и не ждут. Складывалось впечатление, что пришедшие выполняют свои рутинные обязанности. В прошлом году все было иначе. На Путина еще возлагались определенные надежды. И даже раздавались аплодисменты. В этом году - ни того, ни другого.
Президент продолжает следовать курсом неолиберальной экономической политики злополучных девяностых, с помощью которой еще ни одна страна, находившаяся в схожем экономическом положении, не смогла выйти из критической ситуации. Часто те же самые экономисты и советники, что потерпели прежде неудачу, принимают решения и составляют доклады. Путина защищают выгодные цены на нефть.
"Мы занимаем второе место по производству нефти и являемся крупнейшими поставщиками энергетической продукции", - заявил вчера с гордостью президент. С гордостью человека, который платит за наем квартиры, продавая мебель. А действительность заключается в том, что нет никакой стратегии по использованию полученных от этого экспорта доходов для развития экономики. Олигархи, создавшие союз промышленников и предпринимателей под председательством Аркадия Вольского, никогда прежде не оказывали такого влияния на экономическую политику, даже при том, что двое из них - Владимир Гусинский и Борис Березовский - были нейтрализованы и оказались в изгнании больше по политическим, чем по экономическим мотивам. Утечка капитала, названная Путиным в прошлогоднем обращении "главной проблемой", вчера даже не была им упомянута.
Экономический рост, составивший в прошлом году 4%, недостаточен, потому как Россия - и Путин это признает - продолжает наращивать свое отставание от западных держав. "Положительная конъюнктура больше уже не является гарантом экономического роста", - сказал вчера Путин.
Страна уже немного повзрослела, она больше не ждет чудес. "Никто в этом мире не поможет нам, мы должны сами бороться за свое место на рынке", - сказал президент. В этом и состоит новый "прагматизм" Кремля. И не только в этом.
Чеченской раковой опухоли Путин отвел 80 секунд в своем 55-минутном выступлении. "Военная фаза конфликта закончена, благодаря доблести и героизму армии", - сказал президент, присвоив себе фразу, которую его предшественник Борис Ельцин впервые произнес в марте 1995 года. Вчера, в то время как Путин продолжал настаивать на сказанном, от взрыва бомбы в чеченской столице городе Грозном погибло 18 военных.
"Чеченцы должны чувствовать себя полноправными гражданами России, они не должны страдать от действий отдельных бандитов". Лирика. Зверства в Чечне продолжаются. Пропавшие без вести, грабежи, насилие и полнейшее отсутствие уважения к элементарным правам человека. Никогда еще с того момента, как Путин вошел в состав антитеррористической коалиции, солдатня в Чечне не чувствовала себя столь безнаказанной.