Москва, 18 апреля 2002 года. За считанные часы до того, как президент Владимир Путин, выступая по национальному телевидению, сказал своей аудитории, что война России в Чечне "может считаться завершенной", в чеченской столице Грозный подорвались на минах два грузовых автомобиля с пророссийскими военнослужащими. По меньшей мере 17 человек погибли, что делает этот эпизод самым кровавым нападением сепаратистских повстанцев с июля 2000 года, когда бомбисты-самоубийцы убили 44 человека в соседнем городе Гудермес. В среду при взрыве еще одной мины были убиты шестеро российских солдат в селении Новые Атаги, расположенном примерно в 10 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) юго-восточнее Грозного.
Некоторые российские официальные лица высказывают предположения, что эти взрывы были приурочены к сегодняшнему обращению г-на Путина к нации, которое ежегодно получает широкое освещение в российских средствах массовой информации (СМИ).
Г-н Путин потратил на чеченский конфликт не больше минуты своего часового выступления, и почти все это время было посвящено призыву к чеченцам начать воссоединяться с Россией в качестве "полноправных граждан" республики с восстановленными органами управления и экономикой. "Военная фаза конфликта может считаться завершенной, - сказал он. - Она была завершена благодаря храбрости и героизму армии и спецподразделений России. Всего год назад мы подсчитывали, сколько там бандитов и террористов - 2000, 5000 или 10000. Сегодня для нас уже не важно, сколько их там. Мы должны знать, где они".
Критики войны отмечают, однако, что российские войска продолжают нести ежедневные людские потери в этом конфликте низкой интенсивности в поросших травой руинах Грозного, в котором участвуют преимущественно снайперы и изготовители самодельных взрывных устройств. Тысячи российских солдат и сотни военных контрольно-пропускных пунктов пока что не сумели затушить этот конфликт. Прошлой весной г-н Путин заявил, что в Чечне настал мир, и объявил о начале вывода войск, но этот вывод пока не завершен.
В сегодняшнем нападении в Ленинском районе в северной части Грозного, очевидно, были использованы радиоуправляемые фугасы, которые устанавливают чеченские повстанцы почти каждую ночь, после того, как с наступлением темноты российские солдаты уступают им город, уходя в свои бункеры. Грузовик с сотрудниками милицейского подразделения для борьбы с массовыми беспорядками пророссийского чеченского правительства ехал по дороге, когда произошел взрыв. Второй фугас взорвался под другим автомобилем с сотрудниками милиции, которые спешили к месту первого взрыва. Шестнадцать милиционеров были убиты на месте. Еще один умер по дороге в госпиталь, а по меньшей мере шестеро были ранены, причем некоторые - тяжело. Позднее по подозрению в причастности к этим взрывам были задержаны пять человек, а значительная часть центра Грозного была окружена кордоном в течение нескольких часов, пока милиционеры и солдаты прочесывали территорию.
В своей речи сегодня г-н Путин сказал, что мир в Чечне продолжает "нарушаться вылазками оставшихся бандитов". Решение, сказал он, не в том, чтобы ограничивать права гражданского населения республики - в чем его часто обвиняют правозащитные организации, которые ведут мониторинг российских действий в Чечне - но в том, чтобы создать стабильные правительство и экономику, которые вызвали бы у чеченцев интерес к российскому гражданству, которого у них пока не наблюдается.
Та же идея пронизывает большую часть высказываний г-на Путина относительно состояния России. В речи, посвященной почти исключительно внутренним вопросам, он сказал, что его правительство в прошлом году добилось скромных успехов в деле улучшения жизни россиян, но все же более четверти населения остается в бедности. Он сказал, что страна еще больше отстанет от уровня мировой экономики, если не повысить темпов ее роста.
Снова касаясь часто повторяющихся тем, он сказал, что России нужно сократить и очистить от скверны неповоротливый и коррумпированный чиновничий аппарат, реструктурировать неэффективные монополии коммунального обслуживания, внести элемент конкуренции в действующую со скрипом систему муниципального жилищного строительства и создать банковскую систему, чтобы вкладывать деньги в ипотечные займы, ссуды предприятиям и другие страдающие от нехватки финансовых средств секторы.
У России нет выбора, сказал г-н Путин: либо она станет конкурентоспособной среди гораздо более эффективных стран, либо она обречена на статус третьеразрядной страны в глобализованной экономике. "Интегрироваться или нет в мировое экономическое пространство - для нас больше не проблема, - сказал он. - Мы и так уже имеем у себя мировой рынок".