"Бежим, о, Господи, бежим!! - кричали те, кто убегал по улице Vittor Pisani, когда в небе висело облако дыма, идущего от небоскреба "Пирелли", самого высокого здания Милана, превратившегося в кеглю для маленького обезумевшего туристического самолета. "Бежим, бежим┘", - кричали люди в костюмах, с мобильными телефонами и сумками, внезапно превратившимися в ненужную тяжесть и с готовым выпрыгнуть из груди сердцем. Ведь 17.45 - это время бежать в бар за аперитивом, а не от самолета размером с автомобиль, врезавшегося между 24 и 26 этажами небоскреба, в котором располагалась региональная администрация Ломбардии, и убившего по меньшей мере трех человек: самого пилота, прохожего и сотрудницу администрации. Пока нет никаких сведений из префектуры о других прохожих, вызволенных из-под обломков.
"Я видел, что самолет летел низко, но абсолютно прямо, не было похоже, что у него могут возникнуть проблемы", - уверяет Джанни Занотти (Gianni Zanotti), служащий, который шел по улице из своего офиса, когда над его головой пролетел самолет, врезавшийся затем в небоскреб. "Я подумал о теракте и о Всемирном Торговом Центре", - добавляет он двадцать минут спустя после взрыва, когда к месту трагедии и к площади центрального вокзала стали стягиваться кареты скорой помощи, полиция, а также коллеги тех, кто работал в небоскребе "Пирелли", посетители близлежащих баров, прохожие, пассажиры метро и поездов.
Затаив дыхание все смотрели, как перестали существовать два этажа небоскреба, как будто гигантская царапина начисто стерла часть фасада. Пожарные машины подняли спасателей до 11 этажа, а дальше они поднимались пешком. Лифты остановились, внутри остался один человек, его спасли через два часа. "На тех этажах была адвокатура, асессориат по персоналу и библиотека. Там работало 300 человек" - таковы первые цифры, от которых мороз идет по коже, а "Пирелли", тем временем, превращается в море осколков стекла, металлических конструкция, обрывков бумаг, и все это разлетается по площади в радиусе ста метров.
В офисе Народного банка вылетели стекла. Первого погибшего нашли на дороге. Это был прохожий, на которого обрушились обломки того, что осталось от маленького самолета с белым крылом, найденным на площадке за дорогой. Второе тело - на 26 этаже. Ее звали Аннамария Рапетти, она была адвокатом. Получается, что погибли три человека, вместе с пилотом, разбившимся во время столкновения. Плюс около шестидесяти раненых, двое - в очень тяжелом состоянии. Из аэропорта Локарно поступают первые сообщения, которые позволяют предположить, что произошел несчастный случай, а не теракт. Частный четырехместный самолет в 17.15 вылетел из маленького аэроклуба. На борту был всего лишь один человек, Луиджи Фазуло по прозвищу Мино, 67 лет, коммерсант. Полеты были его страстью, и за плечами у него был огромный опыт управления небольшими летательными аппаратами. Пунктом назначения полета был миланский аэропорт Линате. Будучи уже в Милане, но еще далеко от аэропорта, Мино Фазуло связался с миланской службой контроля полетов и сообщил, что у него проблемы: отказали шасси. Попросил помощи. Ему предложили, покружить над Миланом. Что случилось на самом деле - в этом должны разобраться судьи. Бруна Альбертини, сотрудница миланской прокуратуры, начала расследование. Возможно, это был несчастный случай. А возможно, несчастье произошло из-за плохого самочувствия пилота, вызванного трудностями полета и дымом в кабине. О том, что самолет дымился до того, как врезаться в здание, сообщают некоторые очевидцы.
Но есть кое-что еще. По мнению некоторых специалистов, маленький спортивный самолет, пусть даже кружащийся над Миланом, не должен был оказаться ни в центре города, где запрещены полеты, ни так низко, меньше, чем на сто метров от земли. Кроме того, есть загадка по поводу пламени на борту. Его видел только один свидетель Карло Суник, спортивный журналист, проходивший мимо центрального вокзала: "Самолет горел еще до того, как врезался в здание. Пилот не пытался уклониться от столкновения. Я видел, как самолет летел к небоскребу, произошло столкновение, за которым последовала взрывная волна....Сразу после этого начали падать обломки, дым наполнил здание и окружающее пространство".
Другие люди видели еще один самолет, красного цвета, который описал круг над местом происшествия и направился в восточную часть города. От служб аэропорта Линате стало известно, что это был разрешенный полет: "Пилот ждал приземления, и шел прямо за тем самолетом, который врезался в здание". Пилот второго самолета говорит, что видел, как первый пилот старался вручную сделать что-нибудь с шасси. Отчаянный маневр. В 17.45 поврежденный самолет, как нож в масло, вошел в небоскреб. Сорокалетняя Аннамария Рапетти, адвокат, находилась в своем офисе на 26-м этаже. Самолет врезался прямо в нее: она даже не успела понять, что происходит. Верхние четыре этажа "Пирелли" были пусты, поскольку там проводилась реконструкция.
Среди сотрудников региональной администрации - кстати, всего двадцать дней назад они проводили тренировки по эвакуации. Однако в действительности произошло то, чего никто не ожидал - много раненых, некоторые очень тяжело. Одна девушка оказалась в больнице с ожогами второй степени тяжести, другие пострадали из-за осколков стекла, когда началась паника, и все сталкивали друг друга, не зная, что делать и куда бежать.
Еще одна девушка оказалась в полной темноте, в ловушке размером не более двух квадратных метров. Единственное, что напоминало ей о внешней жизни - были сигналы тревоги мчавшихся машин. Она оказалась именно в том месте, где не следует быть в подобных ситуациях - в лифте. Спускалась вниз из здания. Где-то между 14 и 13 этажами услышала грохот врезавшегося самолета. Поняла, что происходит нечто очень страшное. Стала кричать, звать на помощь. Попыталась открыть дверь своего склепа: бесполезно. Она вынуждена была просидеть в лифте до восьми вечера: ее эвакуировали из здания последней. Когда она поняла, что спасена, начала плакать, внезапно потеряв все то мужество, которое не покидало ее до этого.
"Это был кошмар, - рассказывает Филиппо Ди Джери, 30-летний водитель трамвая, проезжавшего неподалеку от места трагедии. - Я услышал, как закричали пассажиры┘ Я поднял глаза и увидел взрыв, затем огонь и стекла, которые разлетались повсюду. Он рассказывает, а в это время ему перевязывают руку и голову, рядом - его родственники, которые услышали новость по радио, увидели по телевизору и с ужасом пытались понять, не начинается ли второе 11 сентября.
Перед "Пирелли" собрались и просто любопытствующие. Они жадно фотографируют полуразрушенный небоскреб┘ Так же, как было в Манхеттене, с другими туристами, охваченными теми же эмоциями. Кто-то безуспешно пробует дозвониться по мобильному телефону. Но система перегружена и заблокирована - точно так же, как и дорожное движение в центре, где пожарники отгородили площадь около ста метров вокруг "Пирелли" в это время, когда закрываются офисы и начинается час аперитива.